Производственная структура предприятия. Организация поставки, приемки и хранения продовольственных товаров, страница 14

На основе данной производственной программы можно составить структуру товарооборота предприятия[!15]  с разделением на реализацию товаров собственного производства и покупных товаров.

Главной задачей предприятий общественного питания является производство и продажа кулинарной продукции. Поэтому в общем объеме товарооборота общественного питания основное место должно принадлежать продукции собственного производства; кроме того так как наценка на покупные товары значительна ниже, чем на продукцию собственного производства, то чем выше удельный вес продукции собственного производства в обороте, тем выше уровень прибыли на единицу товарооборота.

Для анализа динамики товарооборота необходимо также показать изменение структуры и объема товарооборота за различные периоды. В Таблице 2. приведены данные по товарообороту за два месяца (20 рабочих дней): ноябрь и декабрь.

                                 Таблица 2. Динамика структуры товарооборота по месяцам

ноябрь (условно текущий период)

декабрь (условно плановый период)

Изменение

Наименование

Сумма, руб.

Удельный вес к товаро-обороту

Сумма, руб.

Удельный вес к товаро-обороту

В % к ноябрю

Продажа продукции собственного производства

15 962 000

75%

16 045 600[!16] 

72%

6%

Продажа покупных товаров

6 285 500

25%[!17] 

6 998 300

28%

15%

ИТОГО

22 247 500

100%

23 043 900

100%

3,50%

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы, что общий объем товарооборота предприятия за ноябрь составляет 22 247 500рублей. Процент покупных товаров в товарообороте—25%; эта цифра с одной стороны достаточно велика для предприятия, поставляющего продукцию в школы заготовочные, но в тоже время она не свидетельствует о низкой производительности предприятия, т.к. помимо производства готовых завтраков для школ-раздаточных оно организует поставку в столовые-доготовочные полуфабрикатов высокой степени готовности, значительная часть которых является покупными товарами; кроме в меню завтраков широко используются фрукты, которые относятся к покупным товарам. Из таблицы виден рост товарооборота на 3,5%, что можно связать с открытием дополнительного обеденного зала для учителей в одной из школ в октябре месяце.  Также видно изменение соотношения собственной и покупной продукции в сторону увеличения доли покупных товаров (на 15%), можно предположить, что оно вызвано повышением цен на сезонные товары: овощей и фруктов (огурцы, помидоры, яблоки, груши), в большей степени реализуемых в натуральном виде, чем в составе обеденной продукции.  (т.е. в натуральном выражение структура не изменилась, а в результате изменения цен на отдельные товары, поменялось ее денежное выражение).

Основой торгово-производственной деятельности является снабжение сырьем и товарами, поэтому необходимо указать состав поставщиков основных продовольственных товаров, ассортимент поставляемых товаров и сырья, а также провести сравнительный анализ по структуре сырья за два месяца. Структура используемого сырья отражена в ценах поставщика и оформлена в Таблице 3

Таблица 3. Структура сырья и товаров в ценах поставщиков.