Производственная структура предприятия. Организация поставки, приемки и хранения продовольственных товаров, страница 21

Таблица показывает, что в ходе осуществления своей производственной деятельности и реализации продукции школьно-базовая столовая не только покрывает себестоимость и все свои издержки, но и имеет небольшую прибыль в размере 1,33 тыс. рублей. Так как основная цель предприятия является не коммерческой, а социальной, то даже столь небольшой показатель прибыли свидетельствует об успешном функционировании предприятия и выполнения им основной задачи—сохранения наценки на продукцию собственного производства в размере 65%.

Для оценки деятельности недостаточно показателя прибыли, поскольку ее наличие еще не означает эффективной работы предприятия, так как при одинаковом объеме прибыли могут быть разные показатели товарооборота и издержек. Поэтому используют показатель рентабельности.

Рентабельность—это относительный показатель, характеризующий процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей и отражающий взаимосвязь прибыли с другими показателями.

Рентабельность товарооборота: Рт=ЧП*100/ВТ=4230*100/222475=1,9%, (ВТ—валовой товарооборот), характеризует связь между финансовыми результатами и торговой выручкой; показывает, что производство и реализация продукции на 1 рубль дает 1,9 копейки прибыли.

Рентабельность можно представить как отношение чистой прибыль к валовому доходу: Р=ЧП*100/ВД=4230*100/98316=4,3%—показывает, что в каждом рубле наценки на продукцию 4,3 копейки составляет прибыль.

Эти показатели свидетельствуют о том, что с коммерческой точки зрения предприятие работает крайне неэффективно и находится на гране убыточности.

Но если оценивать предприятие как социальный объект, то следует отметить, что ему удается в полной мере выполнять свою основную функцию—организацию сбалансированного школьного питания и самостоятельно справится с покрытием всех издержек в жестких  условиях сохранения лимитированного размера наценки в 56%. [!23] 

Выводы и практические рекомендации

ШБС «Люблино» вполне успешно справляется с реализацией главной задачи—организацией рационального школьного питания при сохранении установленного государством уровня цен. При этом, несмотря на жесткие условия ограничения размера наценки на продукцию, предприятие не является убыточным и самостоятельно покрывает все свои расходы; хотя частично это обеспечивается за счет осуществления коммерческой деятельности.

Предприятие находится на грани убыточности: показатель прибыли имеет символическое значение—около 3 тысяч рублей в год, а рентабельность товарооборота—всего 1, 3%.[!24]   С одной стороны, такие показатели свидетельствуют о том,  что предприятию удается окупать затраты и выполнять свою социальную задачу; но, с другой, они указывают на то, что предприятие экономически неустойчиво и может в любое время при незначительных изменениях внешней экономической среды стать убыточным и не сможет выполнять основную функцию без финансовой поддержки государства. Кроме того, не имея прибыли предприятие не может пополнять свои собственные средства и не имеет возможностей для развития производства и повышения эффективности: отсутствуют средства для вложения в новые виды высокотехнологичного оборудования, на мотивацию персонала и повышение уровня квалификации кадров, на маркетинг. Поэтому необходимы поиски путей повышения рентабельности предприятия.

В тех условиях, в которых предприятие вынуждено осуществлять деятельность по основному направлению (школьное питание): постоянное число потребителей, ведущее к фиксированному объему производства; строго установленный размер наценки и невозможность кардинального изменения состава блюд, а значит и затрат на сырье—найти способы повышения прибыли от данного вида деятельности очень сложно. На предприятии уже используются все возможные методы прямой экономии затрат: замена некоторых дорогостоящих компонентов блюд на более дешевые, но разрешенные рационом; максимальное сокращение технологических потерь при производстве;  экономичное использование энергетических ресурсов и транспорта.  Невозможно снизить ни одну из статей издержек, не меняя объема производства при существующих структуре и методах производства. Поэтому остается искать возможности повышения эффективности данного вида деятельности в организации производства и управления предприятием.