Физические основы защиты информации от технической разведки, страница 121

Макеты местных предметов (деревьев, кустов, камней, стогов сена и др.) применяются для маскировки объектов, занимающих большие участки местности (аэродромы, склады, позиции ЗРК и т.п.), для маскировки отдельных стационарных объектов (сооружение КП, долговременная огневая точка и др.), для создания объемных покрытий масок большой площади, а также для изменения ориентирной обстановки.

Макеты местных предметов устраиваются объемными и состоят из каркаса и покрытия, воспроизводящего оптические характеристики имитируемого предмета.

Дня показа разведке противника инженерного оборудования местности при создании ложных позиций, районов сосредоточения, аэродромов и др. ложных объектов устраивают ложные сооружения.

Ложные окопы и укрытия для техники и личного состава устраивают путем отрывки котлованов, имеющих в плане такие же форму и размеры, что и действительные сооружения, но меньше по глубине. Брустверы и обсыпка делаются из грунта, полученного при отрывке, причем грунт разравнивается на площади, соответствующей размерам бруствера или обсыпки действительного сооружения. С помощью подручных материалов имитируется маскировка сооружения, а при необходимости в нем устанавливается макет соответствующей техники. Высота макетов, помещаемых в ложные окопы или укрытия, может быть уменьшена в соответствии с глубиной ложного сооружения. Показ "замаскированных" окопов и укрытий может осуществляться и без отрывки котлована, а только имитацией бруствера или обсыпки путем снятия и переворачивания дерна и расчистки пятна по форме и размерам соответствующего имитируемому сооружению. В этом случае в центре пятна имитируется "скрытый" маскировочным покрытием или срезанной растительностью котлован.

Ложные дороги устраиваются срезкой верхнего слоя грунта и профилировкой с помощью дорожных машин. Полевые дороги могут имитироваться выкашиванием травы, а также многократным проездом по намеченной трассе гусеничного или колесного транспорта.

Для имитации дорог с твердым покрытием производится присыпка дорожного полотна светлым песком, суглинком или другими материалами с последующей укаткой дорожными катками. Ложные дороги, рассчитанные на длительную эксплуатацию, могут иметь облегченное покрытие, а для обеспечения водоотвода - кюветы, дорожные трубы и дренаж. В зимнее время дороги имитируются расчисткой снега и присыпкой утемняющим материалом.