Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 9

Человек многообразен, постижение его природы не может быть сиюминутным, поэтому проблема «что такое человек» всегда волновала и будет волновать философские умы мира.

Билет №8.

1.Что такое гносеология и каков круг ее проблем?

Гносеология (греч. знание + учение) – философская теория познания (на Западе используют термин «эпистемология» (греч. знание)).

Основные проблемы: 1) как человек познает себя и окружающий мир? 2) как относится знание к реальности? 3) какие существуют и существовали формы познания? 4) может ли человек познать мир, или всегда будет область непостижимого? 5) что есть истина и истинность?

То есть ключевые вопросы – познаваем ли мир и что такое истина.

Термин «теория познания» введен Феррером в середине 19-го века, однако гносеология развивается уже с античных времен. Предмет гносеологии – субъектно-объектные отношения, специфика знания.

Познание – взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания. Гносеологические проблемы давно волновали философские умы, однако существует такое учение как агностицизм (греч. непознаваемый), которое отрицает (полностью или частично) возможность познания мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины (Юм; Кант – непознаваемые «вещи в себе»). Скептицизм же (греч. исследующий) не отрицает познаваемость мира, но либо сомневается в возможности его познания, либо приходят к отрицательному результату («паралич истины»).

С античности и до 19 века было 2 подхода к вопросу о том, как человек познает мир: сенсуалисты или эмпирики считали, что чувствами; рационалисты – разумом.

Сенсуалисты Эпикур, Бэкон, Локк считали чувства единственным достоверным источником всех знаний (ощущение, восприятие, представление).

Рационалисты Платон, Декарт, Спиноза считали чувства недостоверными. Зато разуму доступна сущность вещей, дано прошлое и будущее.

Чтобы знать – надо видеть (сенсуалисты).

Чтобы видеть – надо знать (рационалисты).

Юм считал, что мы не можем вылезти из собственной кожи и убедиться в том, что что-то существует вне нас. Канта, как и Юма, считают агностиком за утверждение, что мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким он нам является, преломленным через наши чувства, культуру. Мир есть непостижимая идея, «вещь-в-себе».

Иррационалисты Берсон и Шопенгауэр преодолели запрет канта на познание «вещи-в-себе». Возможностью видеть и воспринимать мир таким, какой он есть сам по себе по Канту обладает только Бог, по мнению иррационалистов – гений в сфере искусства. По Берсону искусство – пример могущества интуиции, подлинное и глубокое познание мира.

Истина – есть соответствие знания действительности. Объективная истина – адекватное отражение субъектом объекта. Этим утверждениям придерживались Аквинский, Гегель, Маркс…

Античность

Истина – проявление идеи (Платон), сущности (Аристотель).

Средневековье

Бог является истиной.

Новое время

Истина – соответствие чувств и идей фактам.

20 – 21 век

Истина – открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

Истина – это свойство высказывания, соответствующее фактам (аналитики).

В современной «постнеклассической» науке объектом исследования стали «человекоразмуные» системы: генная инженерия, «человеко-техника». Изучается виртуальная реальность (из квантовой физики) как вид идеального существования.

2. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения взаимодействия человека и техники? Что такое технократизм и технофобия?

Техника (греч. «мастерство») с точки зрения философии – символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. В процессе великих научных открытий вклад техники в цивилизацию приветствовался (технократическая концепция). Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, появился интерес к концепциям контролируемого ее развития (технофобия). Появились антиутопии Замятина, Уэллса, Брэдбери – «вот что будет потом, во власти техники».