Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 7

Конти Спенсер выделили из философии специальную науку об обществе – социологию.

Платон в «Государстве» учение об обществе связывает с теорией идей.

Феноменологи Гуссерль, Шелер полагали, что люди объединяются в общество не случайно, а в силу уникальной их способности усматривать одни и те же сущности в потоке своих переживаний.

Герменевтик бытия Гадамер считал общество таким совместным бытием людей, при котором они понимают друг друга, а поэтому способны выполнять общее дело.

Хабермас как сторонник коммуникативного разума полагал, что людей объединяют интересы и ценности, на основе речевой коммуникации выполняются совместные действия.

В. Соловьев и Н. Бердяев с точки зрения православия считают объединяющей людей христианскую религию, веру.

Общество – это совместная деятельность людей в соответствии с выбранными ими ценностями. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира. В 19 – 20 вв развитие представлений об обществе проходило с точки зрения социальной системы.

Общество (как система) обладает сложной иерархический структурой, интегративным качеством (отношения людей), управляемостью.

Общество определяли и как союз, взаимодействие, солидарность.

Аристотель назвал человека «политическим животным», так как только люди способны добровольно и социально объединяться в общество.

Дюркгейм считал общество реальностью особого рода, воздействующей на человека как идея общественной солидарности.

Вебер создал «понимающую социологию», идеальный тип.

В 18 – 19 веках были распространены либо идеалистические концепции (Руссо), либо натуралистические, уподобляющие общество роду, семье (Фейербах). Маркс дал диалектико-материалистическое объяснение структуры общества и выделил его основу – материалистическое правительство. В 19 – 20 вв возникли концепции социальной стратификации общества (Вебер, Сорокин…): деление общества на элементы определяется не одним признаком, а множеством (доход, образование…). В конце XX в философия уделяет внимание проблеме выживания и успешного функционирования общества в условиях глобального кризиса как целостного организма.

2. Древние понимали под диалектикой искусство вести эффективный спор. Каково современное содержание этого понятия?

Диалектике можно дать 3 характеристики: 1) учение о всеобщей связи; 2) учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; 3) учение об единстве противоположностей («ядре» диалектики). Это обобщает высказывание Энгельса: «Диалектика есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Гегель же понимает диалектику как логику идей, восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более конкретным (многообразным). Идея, по Гегелю, содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива;  диалектика как движение идей есть противоречие. Т.е. диалектика понимается как дедуцирование, вывод одних идей из других. «диалектика – движущаяся душа мысли». В диалектике сочетаются законы развития бытия и сознания. Для Маркса и Энгельса диалектика – развитие путем перехода количественных изменений в качественные.

Сегодня понятие «диалектика» трактуется:

Диалектика (греч. «вести беседу, спор») – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились 3 формы диалектики:

1) античная – стихийная, опиралась на житейский опыт (Платон, Аристотель, Гераклит…)

2) немецкая классическая (Кант, Фихте, Гегель)

3) материалистическая (Маркс, Энгельс).

Как бы диалектика не трактовалась в разные времена, в центре ее внимания всегда была проблема развития, изменения целостных систем – материальных и духовных, основным источником которых является саморазвитие (самодвижение). Так, современная наука – синергетика (теория самоорганизации) – подтверждает необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что носителем развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся органические системы.