Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 5

2. В чем различие между эмпирическим и теоретическим уровням познания? Какие формы и методы научного познания вы знаете?

Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска, так и в процессе упорядочивания всего найденного. Для научного познания характерно наличие 2-х уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания (от греч. «опыт») характерна фактофиксирующая деятельность, получение знания посредством опыта. Теоретическое познание – сущностное, оно осуществляется на уровне абстракций высших порядков (термины, мысленные эксперименты, идеализация, логика). Пытаться решить поставленную проблему можно следующими способами:

1) Искать информацию;

2) Самостоятельно исследовать проблему с помощью наблюдений, экспериментов, теоретического мышления.

Методы познания – специфическая процедура, состоящая из последовательности действий или операций, применение которых приводит либо к достижению поставленной цели, либо к приближению к ней. Основные методы:

1 )Восхождение от абстрактного к конкретному (от простых понятий к сложным, конкретным);

2) Моделирование и принцип системности (объект, недоступный непосредственно исследованию, заменяется моделью, схожей с ним в его свойствах);

3) Эксперимент и наблюдение – важнейшие методы, в ходе эксперимента исследователь искусственно изолирует ряд характеристик и изучает их зависимость от других параметров системы, в ходе наблюдения исследователь не воздействует активно на объект.

Научные обобщения используют ряд логических приемов:

1) Универсализация – общие свойства распространяются на все возможные случаи;

2) Идеализация – условие прохождения процесса в чистом виде;

3) Концептуализация – в физику законов вводятся заимствованные понятия.

Эмпирическое познание – эксперимент, наблюдение, математическое моделирование, измерение, сравнение, описание. Теоретическое познание – использование тории (системы законов и примеров для описания и объяснения явлений): аксиоматический метод (аксиома – положение, принимаемое без доказательств), гипотетико-дедуктивный (гипотезы), прагматический (логика вывода), абстракции высшего порядка (понятия, законы, умозаключения, категории, задача теоретического познания – достижение объективной истины), формализация (отображение содержательного знания в знаково-символическом виде). Существуют и общелогические методы: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция и т.д.

Билет №5.

1. Почему история философии изучается в курсе современной философии? Какие классификации философских учений существуют?

Историю философии важно знать для того, чтобы осознавать, как изменялись размышления над всеобщими проблемами в системе «мир - человек» со временем. Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически-обусловленным бытием человека. Рассмотрение философии в процессе исторического развития от эпохи к эпохе, от одной культуры к другой позволяет увидеть и оценить большое разнообразие философских учений, школ, направлений; проследить развитие философской традиции (античность → христианство → экзистенциализм → стоицизм). Невозможно рассматривать историко-философский процесс вне его единства. История философии есть часть содержания самой философии. Философское учение – первичная единица историко-философского процесса. Это система определенных, логически-связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя. Совокупность философских учений дает философскую школу, совокупность различных модификаций идейных принципов философских школ – философские течения, совокупность последних – философские направления. По месту возникновения философии различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую и т.д. По авторам – философские системы Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева и т.д. В зависимости от исторического времени различают философию эпохи рабовладения (античная философия VI в. до н.э. – III в. н.э.), средневековая философия (IV – XIV в.в.), философия эпохи возрождения (XV – XVI в.в.), европейскую философию (XVII – XVIII в.в.), философию новейшего времени (XIX в.), современную философию (XX – XXI в.в.). Знание истории философии позволит определить какие интересы существовали у философов определенной исторической эпохи. В античной философии это идеи, формы, этика добродетелей; в Средние века – Бог; в эпоху Ренессанса – эстетическое отношение к миру; Новое время – разум человека; Новейшее время – тотальность идей (Гегель), материя и пространство (Маркс), воля к власти (Ницше); XX – XXI в.в. – язык и практика людей. По меткому выражению Гегеля, философия – это «эпоха, схваченная в мысли», «Философия есть история и наоборот» (Хосе Ортего-и-Гассет).