Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 14

Осознание востоком себя и мира начинается с мифологии, которая сформировалась еще в 18 в. до н.э. В 6 в. до н.э. появилось учение Кун Фу-цзы – Конфуция, для которого “исэнь” – основная идея учения является центральной идеей, это показателен человечности, обогащенности культурой.

Согласно концепции Лао-цзы, основной категорией является дао, которое лежит в основе даосизма. Дао не выразить словами, и уже здесь начинается основная традиция китайской философии – начало созерцательности, самоуглубления для постижения сути, что характерно для большинства философских систем Востока. Дао, как путь, по которому проходит развитие космоса.  Лао-цзы считал, что деятельность человека разрушает гармонию сущего, подсобытий. Поэтому челоек не должен вмешиваться в подсобытия. Дао – своеобразный первопринцип, воплощающий в себе гармонию идеального Космоса.

Конфуцианство и даосизм не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. Они ориентированы по разному на решение проблемы гармонизации Космоса, но по своей сути направлены на совершенствование духов мира личности. Китайская философия не пошла по пути создания эмпирических знаний, справедливо полагая, что нельзя усилить физические возможности человека, но формируя его морально-этического уровня. Отсюда – преобладание соц утопий, попытки проектов идеального общества.

2. Каковы основные проблемы современного информационно-технического общества?

Главная трудность в современном информационно-техническом обществе – как распоряжаться огромными объемами информации и не потеряться, “не раствориться” в обилии техники. Именно в этой связи возникает ряд проблем: 1) виртуальность компьютерных миров и их нежелательное воздействие на человека; 2) интернет как всемирный спрут; 3) развитие искусственного интеллекта; 4) снижение индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов; 5) иреляция (?) индивидов; 6) неконтролируемая стремительность и потому угрожающее для человечества развитие техники.

Основная проблема – это концепция человека, создавшего и использующего технику и информацию. Перед современным информационно-техническим обществом стоят такие проблемы как: 1) глобальный характер технического развития, человека; 2) виртуальный мир и искусственный интеллект расползаются по миру; 3) проблема ограничения роста техники; 4) угроза всемирной катастрофы; 5) гуманизация информационно-технического роста; 6) обращение к забытым практическим ценностям человека – идеалам добра, веры, красоты, которые содержатся в мировом искусстве и культуре.

Потеря ориентации в огромном количестве информации, обрушивающейся на современного человека, ставит под угрозу правильность его дальнейших действий, решений. Велико влияние СМИ и Интернета. Огромную актуальность сейчас в информационно-техническом обществе приобретает выработка философией общечеловеческих ценностей, развитие культурного диалога, международная интеграция философского знания. Сознание современного человека становится более глобальным, поэтому в современном обществе философия решает проблемы планетарного характера. Угрозу представляют обострившиеся ситуации западной информационно-технической цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. В информационно-техническом обществе под угрозой само существование человека.

Научное знание в информационно-техническом обществе приобретает прикладной характер, обслуживает НТР, нанотехнологии, планирование, кибернетика, электроника. Безграничные возможности или губительный упад в техносферу, замена бытия испичканными приборами бытом.

Скоро общение с друзьями и семьей не потребует в информационно-техническом обществе “присутствия нашего тела”. Американский социолог А. Лини называет кибернетику “камерой смерти цивилизации”. В. Казначеев, русский ученый, считает виртуальную реальность “летальным исходом человечества, если люди не задумаются о том, куда движется интеллект планеты”.