Техническое совершенство без совершенства духа – дорога в никуда. Как сохранить биосферу в техносфере? – вот основной вопрос, стоящий перед современной техногенной цивилизацией. Мера всех вещей – человек, или он давно стал придатком техно-коммуникации?
Билет № 12
1. Что такое философия техники и каково её проблемное поле?
Техника (гр. “мастерство”) с точки зрения философии – символическое бытие человека в создаваемых им артефактах в процессе великих научных открытий вклад их в цивилизацию приветствовался (технократическая концепция). Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, появился интерес к концепции контролирования ее развития (технофобия). Т.е. человек, ранее ратовавший за “власть техники”, начал бояться техники, обратной стороны глобальных научных открытий.
1) подход натуралистический – человеку недостает специальных органов, он компенсирует их артефактами;
2) подход естественно-научный – техника есть прикладная наука;
3) рациональный – технику создает регулярная(?) деятельность человека;
4) волевой человек через артефакты реализует свою волю к власти;
Философия техники тесно связана философией антропологии и философией науки. Философское осмысление взаимоотношений человека и техники началось в середине 19 в. Постепенно в работах по философии техники выделилось 2 направления: инженерная и гуманитарная философия техники.
Инженерная философия техники – рассматривает развитие техники изнутри, анализируя природу технического творчества, сущность техники и тенденции её развития. Техника представляется как способ бытия человека в мире. Дессауэр рассматривал техническое творчество как сопричастноеи продолжающее Божественное творение.
Гуманитарная философия техники – изучает положение техники в жизни общества, влияние её на состояние общества, человека, культуры. Техника подвергается критике. Утверждается, что технический разум и его ориентации ограничены, т.к. ориентированы на приспособление к нуждам и целям человека. Техника изображена как демоническая сила порабощающая и уничтожающая человечество. Антиутопии Уэллса, Бретбери, Замятина дают образы “техно-будущего”, где наука и техника совершенны, а человек подавлен, несвободен и лишен индивидуальности. Они показывают, что будет, если не контролировать развитие техники, не учитывать духовно-нравственные цели и ценности человека.
Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля, и вся дальнейшая история современного человечества связана с развитием техники. Изменения в мышлении происходили уже в Новое время – в эпоху великих научно-технических открытий. Значение техники стало в должной мере изучаться лишь последние 100 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце 19 века. Энергично же философия техники стала развиваться в 60х годах 20 века.
Философия техники эволюционировала следующим образом:
Историческая эпоха философии |
Интерпретация природы техники |
Античность |
Техника – это воплощение умений ремесленника. Общее знание выше технического. |
Средневековье |
Техника – это творчество человек в качестве отблеска Божественного творения. |
Новое время |
Техника – опредмечивание научных знаний, фактор освобождения человека от природы. |
Новейшее время |
Техника – самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
20-21 вв. |
Техника – продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека(Гуссерль и феноменологи) Техника – преграда, опасность, которую человек поставил перед собой не продумав ее содержание и соответствие ее сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника – воплощение рациональности человека (аналит.) Техника – проявление наиболее подходящее реалиям нашей эпохи технического подхода, т.е. философии технического подхода (Щедровицкий) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.