Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 15

Техническое совершенство без совершенства духа – дорога в никуда. Как сохранить биосферу в техносфере? – вот основной вопрос, стоящий перед современной техногенной цивилизацией. Мера всех вещей – человек, или он давно стал придатком техно-коммуникации?

Билет № 12

1. Что такое философия техники и каково её проблемное поле?

Техника (гр. “мастерство”) с точки зрения философии – символическое бытие человека в создаваемых им артефактах в процессе великих научных открытий вклад их в цивилизацию приветствовался (технократическая концепция). Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, появился интерес к концепции контролирования ее развития (технофобия). Т.е. человек, ранее ратовавший за “власть техники”, начал бояться техники, обратной стороны глобальных научных открытий.

1) подход натуралистический – человеку недостает специальных органов, он компенсирует их артефактами;

2) подход естественно-научный – техника есть прикладная наука;

3) рациональный – технику создает регулярная(?) деятельность человека;

4) волевой человек через артефакты реализует свою волю к власти;

Философия техники тесно связана философией антропологии и философией науки. Философское осмысление взаимоотношений человека и техники началось в середине 19 в. Постепенно в работах по философии техники выделилось 2 направления: инженерная и гуманитарная философия техники.

Инженерная философия техники – рассматривает развитие техники изнутри, анализируя природу технического творчества, сущность техники и тенденции её развития. Техника представляется как способ бытия человека в мире. Дессауэр рассматривал техническое творчество как сопричастноеи продолжающее Божественное творение.

Гуманитарная философия техники – изучает положение техники в жизни общества, влияние её на состояние общества, человека, культуры. Техника подвергается критике. Утверждается, что технический разум и его ориентации ограничены, т.к. ориентированы на приспособление к нуждам и целям человека. Техника изображена как демоническая сила порабощающая и уничтожающая человечество. Антиутопии Уэллса, Бретбери, Замятина дают образы “техно-будущего”, где наука и техника совершенны, а человек подавлен, несвободен и лишен индивидуальности. Они показывают, что будет, если не контролировать развитие техники, не учитывать духовно-нравственные цели и ценности человека.

Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля, и вся дальнейшая история современного человечества связана  с развитием техники. Изменения в мышлении происходили уже в Новое время – в эпоху великих научно-технических открытий. Значение техники стало в должной мере изучаться лишь последние 100 лет. Первые фундаментальные работы по философии техники появились в конце 19 века. Энергично же философия техники стала развиваться в 60х годах 20 века.

Философия техники эволюционировала следующим образом:

Историческая эпоха философии

Интерпретация природы техники

Античность

Техника – это воплощение умений ремесленника. Общее знание выше технического.

Средневековье

Техника – это творчество человек в качестве отблеска Божественного творения.

Новое время

Техника – опредмечивание научных знаний, фактор освобождения человека от природы.

Новейшее время

Техника – самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)

20-21 вв.

Техника – продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека(Гуссерль и феноменологи)

Техника – преграда, опасность, которую человек поставил перед собой не продумав ее содержание и соответствие ее сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики)

Техника – воплощение рациональности человека (аналит.)

Техника – проявление наиболее подходящее реалиям нашей эпохи технического подхода, т.е. философии технического подхода (Щедровицкий)