Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 17

Античная философия сохранила свое значение до сегодняшнего времени: до сих пор актуальны геометрия Евклида, логика Аристотеля, этика Платона.

Билет № 13

1. Основоположниками цивилизационного подхода считают Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. Что объединяет и в чем различие их концепций?

Для философского анализа центральным является вопрос о сущности исторического процесса. Понятие цивилизации появилось во Франции в 18 в., обозначая городской (лат) это “идеальное устройство человеческого общества”. Главное в цивилизации – смена технологий. Эта концепция базировалась на успехах НТР на Западе и пришла на смену формационной концепции (Формация – употреблял Маркс, как исторический тип общества и этап всемирной истории, социальная система, детерминирующая способом производства). Итак, в философской мысли 19-20 вв стала пользоваться успехом “концепция локальных цивилизаций”, созданная Данилевским, Шпенглером и Тойнби.

Все народы, по цивилизационному подходу, делятся на первобытные и цивилизованные, а цивилизованные на определенные исторически-культурное типы (8-21). Цивилизационный подход систематизирует объективный подход к истории (и формационное деление) и субъективную деятельность человека. Т.е. цивилизация – это интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и к истории.

Основной вопрос, решаемый цивилиационным подходом в философии истории – это изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального человеческого опыта через призму внутреннего опыта человека.

Объединяет подходы: 1) многообразие обществ, нелинейность процессов общественных изменений; 2) высшая ценность – культурное творчество; 3) возраст цивилизации; 4) универсальное объяснение истины; 5) уход от европоцентризма.

Различает подходы: 1) количество земных цивилизаций – Тойнби 5, Шпенглер 8, Данилевский 10; 2) смысл истории – Тойнби: реализация нравственного и творческого человеческого достоинства в ответ на внешние вызовы; Шпенглер: наличная стадия общества; Данилевский: история есть драматизм поиска верного пути; 3) соотношение культуры и цивилизации: Тойнби – не противопоставляет; Шпенглер – противопоставляет (культура умирает, переходит в цивилизацию); Данилевский – цивилизация есть высшая ступень, высший уровень развития культурно-исторического типа, период жизни который оканчивается иссеканием творческой деятельности как движение её цели.

Для всех основа цивилизации, движущая ее сила творчество (как ценность у Шпенглера, как творческое меньшинство у Тойнби, как творческая деятельность у Данилевского).

Все философы утверждают, что у цивилизации есть возраст: детство, юность, зрелость, старость, дряхлость.

4) Шпенглер и Данилевский считают, что нет единой истории. Тойнби считает, что история своей целостности имеет всеобщее содержание.

5) Если Тойнби считал самоопределение цивилизации в прогрессе движения, то Данилевский утверждал, что у истории нет заданного прогрессивного направления.

Шпенглер выделяет 8 основных культур, и в соответствии с ними 8 великих стилей (романтика, готика, барокко….) Данилевский развивает славянофильскую идею о скором появлении «славянской цивилизации».  Подходы Данилевского и Шпенглера созвучны в том, что форма человеческого искусства, как собственного видения мира, стиль, язык, изменяются и совершенствуются, также разнообразятся по культурно-историческим типам.

Все концепции объединяет выделением многообразия в истории человечества. Отмечает роль духовных традиций в формировании общества. На активную роль обычаев в истории.

Интерпретация цивилизаций Шпенглера носит фаталистический характер. 8 типов Шпенглера совпадают с Данилевским.

Теория локальных цивилизаций (Данилевского, Шпенглера и Тойнби). 6)Общее: разрозненность и уникальность цивилизаций: концепция Тойнби носит общечеловеческий характер. 2 Данилевсий - славянофил. 3. Шпенглер эстетические формы искусства. Универсальное объяснение всеобщей истории.

7)  Шпенглер: после  отведения лимита времени, цивилизация гибнет, по теории она не исчезает бесследно.