Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе развития конкретных видов деятельности и человеческих отношений. Определяющими факторами развития личности являются не только ее биологические особенности, но и социально-значимые качества: взгляды, способности, потребности, интересы. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личностью является не всякий человек. Так родившийся ребенок – индивид, но еще не человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Степень развитости личности напрямую зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. В процессе индивидуализации индивид становится личностью, самосовершенствуется.
Билет №4.
1. Как решалась проблема самоопределения философии в ее истории?
Вопрос предполагает выяснение отношений философии и частных наук в историческом аспекте и оценку концепции «распочкования предмета философии», «предметного самоопределения философии». Согласно второй концепции, частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет (для философии это всеобщее в системе мир-человек) из совокупного преднаучного знания-«протознания». Согласно первой, предмет философии «распочковывался», предметы естественных наук им порождались. Более целесообразна вторая трактовка, поскольку генезис философии, как науки, не отличался в принципе от пути развития частных наук. Философия не имеет приоритета перед другими науками, если учитывать не термин, а ее реальное содержание. Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанной с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии, как специфической формы духовной деятельности относится к началу I тысячелетия до н.э. Теоретическое обоснование программы действий человека, провозглашение мировоззренческих идеалов и ценностей – вот основные задачи философии; по меткому определению Гегеля, философия – это «эпоха, схваченная в мысли». Философия выступает не как конституция существующего мира, а как выявление возможностей и обязанностей человека в мире, дать ответы на Кантовские «Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек, в чем смысл его бытия? На что я могу надеяться?».
1)Монтень видел цель философии в добродетели.
2)Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как «функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии». Соловьев видит назначение философии в стремлении к духовной ценности человеческого существования.
3)Бердяев считал, что философия – творческие тропы, ведущие к смыслу бытия». Предмет философии – это поиск удела человека, обеспечение человеческого бытия в мире.
4)Философия – это порыв, интуиция, философия начинается там, где начинается достоверность (Бергсон).
5)Философия – это часть жизни и опыт жизненного духа (Бердяев).
6)Философия – это то, посредством чего человек делается самим собой (Ясперс).
7)Философия – держательница разума, иное измерение мышления (Хайдеггер).
8)Философия есть движение руками, чтобы плыть по морю сомнений (Х.Ортего-и-Гассет).
9) Философия, как искусство и поэзия предполагает в своей основе призвание (Марсель).
10)Это вид игры, теологии, мировоззрения (Аристотель).
11)Культура духа есть философия (Цицерон).
12)Философия есть функция жизни (Бердяев).
13)Философия тождество мысли, образа, действия (П.Лавров).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.