Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 13

3.  Конец 20 века: радикализм – шнуровочная философия природы. Джеффри Чу: вселенная есть «бесконечная сеть взаимосвязанных событий; все тела естествознания – лишь создания человеческого разума, только версии бытия, а не сама реальность».

4.  Начало 21 века: приближение научной картины мира к мистическому мировоззрению – установление связи между физическими открытиями 20 века и древними истинами, обращение к оккультовым учениям, человек перестает быть «обмолвкой природы», становится проявлением реальной действительности.

2. В чем различие между фрейдистской и экзистенциальной концепциями человека?

Экзистенция – лат «существование» - в экзистенции человек свободен – это значит быть собой, не ориентироваться на других. Девиз экзистентов – живи свободно, но общественно; это переживание бытия в мире. В религиозном варианте экзистенциализма (Сарт, Камю) иное, направление, в котором в своей свободе движется человек, выступает как ничто, т.е. человек спонтанно самосоздает себя, ощущая свою свободу. Осуществляя выбор, человек творит свободу, но он и несет ответственность за свой выбор.

Фрейд же считал, что бессознательное – причина и основа человеческого рабства. Человек, по мнению Фрейда, заложник своих комплексов, «человек не хозяин в своем собственном доме».

Если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в Новейшем времени последователь Фрейда предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего – от стыда.

Однако Фрейд не обрекал человека на безнадежность, «пока жив человек и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов», – выход в установлении компромисса, в работе по превращению Оно в Я.

В основе же экзистенционализмя лежат концепции изначальной свободы человека; Фрейд уверен в бессилии человека перед своими комплексами, чувствами, стыдом, социальными ценностями и нормами.

В этом и заключается принципиальное различие двух концепций: экзистенциальная концепция считает человека самосоздателем себя, фрейдистская концепция – что «человек не хозяин в собственном доме», даже не свободен внутри себя, не говоря уж о внешней свободе, для экзистенциалистов человек может и должен жить свободно.

Билет № 11

1. Китайская древняя философия: в чем её специфика и каковы основные школы?

Учение и его основатель

Основные положения

Западный аналог

Конфуцианство (Кун Фу-цзы)

Осн. Этические концепты: человечность, соблюдение социальных норм-ритуалов, долг и справедливость, правил.речи

Ф. Сократ

Даосизм (Лао-цзы)

Нет ничего выше законов Дао, т.е. великого предела, который не дано никому изменить, поэтому недействие предшествует действию

Стокцизм

Чань-буддизм (Сиддхартха Гауама)

Просветление достигается работой сердца и постежением единого.

Частично неоплатонизм

Главный интерес китайской философии – отношение между обществом и человеком, правителем и подчиненным. В основе размышлений китайских философов стоит этика. Возраст китайской философии 2,5 тыс. лет, что не менее индийской.

Китайские философы уделяли немало внимания единству мира. В этой связи вводилось понятие тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало 2 похода: им либо предавалось надмировое значение (Лао-цзы), либо этническое (Конфуций).

Тянь – безличная, сознательная высшая сила.

Дао – закон изменения вещей, вызываемый этой силой.

В этих понятиях явственно слышны религиозные мотивы. Человек должен избавиться от личных стремлений, прочувствовать дао.

По Конфуцию, соблюдать дао – быть совершенным мужем, для которого характерно 5 добродетелей: человечность; уважение и любовь к другим; благопристойность и ненавязчивость; мудрость и интеллект; следовать этике справедливости, долга, честности.

Конфуцианство как философское учение сложилось за 5 веков до н.э., в 10-11 вв. расцветает неоконфуцианство.