3. Конец 20 века: радикализм – шнуровочная философия природы. Джеффри Чу: вселенная есть «бесконечная сеть взаимосвязанных событий; все тела естествознания – лишь создания человеческого разума, только версии бытия, а не сама реальность».
4. Начало 21 века: приближение научной картины мира к мистическому мировоззрению – установление связи между физическими открытиями 20 века и древними истинами, обращение к оккультовым учениям, человек перестает быть «обмолвкой природы», становится проявлением реальной действительности.
2. В чем различие между фрейдистской и экзистенциальной концепциями человека?
Экзистенция – лат «существование» - в экзистенции человек свободен – это значит быть собой, не ориентироваться на других. Девиз экзистентов – живи свободно, но общественно; это переживание бытия в мире. В религиозном варианте экзистенциализма (Сарт, Камю) иное, направление, в котором в своей свободе движется человек, выступает как ничто, т.е. человек спонтанно самосоздает себя, ощущая свою свободу. Осуществляя выбор, человек творит свободу, но он и несет ответственность за свой выбор.
Фрейд же считал, что бессознательное – причина и основа человеческого рабства. Человек, по мнению Фрейда, заложник своих комплексов, «человек не хозяин в своем собственном доме».
Если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в Новейшем времени последователь Фрейда предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего – от стыда.
Однако Фрейд не обрекал человека на безнадежность, «пока жив человек и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов», – выход в установлении компромисса, в работе по превращению Оно в Я.
В основе же экзистенционализмя лежат концепции изначальной свободы человека; Фрейд уверен в бессилии человека перед своими комплексами, чувствами, стыдом, социальными ценностями и нормами.
В этом и заключается принципиальное различие двух концепций: экзистенциальная концепция считает человека самосоздателем себя, фрейдистская концепция – что «человек не хозяин в собственном доме», даже не свободен внутри себя, не говоря уж о внешней свободе, для экзистенциалистов человек может и должен жить свободно.
Билет № 11
1. Китайская древняя философия: в чем её специфика и каковы основные школы?
Учение и его основатель |
Основные положения |
Западный аналог |
Конфуцианство (Кун Фу-цзы) |
Осн. Этические концепты: человечность, соблюдение социальных норм-ритуалов, долг и справедливость, правил.речи |
Ф. Сократ |
Даосизм (Лао-цзы) |
Нет ничего выше законов Дао, т.е. великого предела, который не дано никому изменить, поэтому недействие предшествует действию |
Стокцизм |
Чань-буддизм (Сиддхартха Гауама) |
Просветление достигается работой сердца и постежением единого. |
Частично неоплатонизм |
Главный интерес китайской философии – отношение между обществом и человеком, правителем и подчиненным. В основе размышлений китайских философов стоит этика. Возраст китайской философии 2,5 тыс. лет, что не менее индийской.
Китайские философы уделяли немало внимания единству мира. В этой связи вводилось понятие тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало 2 похода: им либо предавалось надмировое значение (Лао-цзы), либо этническое (Конфуций).
Тянь – безличная, сознательная высшая сила.
Дао – закон изменения вещей, вызываемый этой силой.
В этих понятиях явственно слышны религиозные мотивы. Человек должен избавиться от личных стремлений, прочувствовать дао.
По Конфуцию, соблюдать дао – быть совершенным мужем, для которого характерно 5 добродетелей: человечность; уважение и любовь к другим; благопристойность и ненавязчивость; мудрость и интеллект; следовать этике справедливости, долга, честности.
Конфуцианство как философское учение сложилось за 5 веков до н.э., в 10-11 вв. расцветает неоконфуцианство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.