Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 12

Истинность как характеристика психических форм личности имеет свою градацию качества:

Шкала истинности:

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, адекватно отражающее субъектом объект.

Относительная истина – это неполное знание (например, изменение отношения к классической механике после возникновения теории относительности). Истина по содержанию объективна, а по форме – относительна. Объективность и является основой преемственности истины, ее конкретности (как утверждал Гегель, абстрактна и истина).

Попнер (?) считает, что 1) не перемешивать истину с ее критерием; 2) универсального критерия истины не существует; 3) утверждение истинно, если и только если оно соответствует фактам; 4) познание человека не застраховано от ошибок.

Изменения в представлениях об истине отражены в таблице:

Античность

Истина – это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).

Средневековье

Истина – это Бог

20-21 века

Истина – это открывающаяся сущность вещи (герменевтики).

Истина – это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

Билет №10.

1. Что такое научная картина мира, каковы ее функции и этапы эволюции?

Картина мира – это способ видения мира как целого, включая и человека в нем. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь целостное представление о мире. В современную эпоху главенствует научный импульс, однако с научной картиной мира сосуществуют религиозные и философские картины мира.

Научная картина мира как особая форма теоретических знаний является продуктом длительного исторического развития науки. Они возникли в качестве суммы фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки – конец 18 – начало 19 века.

Специально-локальная картина мира – фрагмент описания научной картины мира, отдельная наука. Научная картина мира 1) оказывает влияние на формирование личности через систему образования, усвоения научных знаний; 2) создание особого типа  человеческого сознания; 3) образцы научного рассуждения активно влияют на логику мышления, утверждая особый тип аргументации знаний; 4) формирует мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности.

Сегодня научная картина мира часто принимается за точное фото реальной действительности. Вплоть до начала 20 века в науке господствовала возникшая в новое время ньютоновско-картедианская парадигма – система мышления, основанная на учениях Декарта и Ньютона, «отбросившей» фигуру Бога. Рационально-механический образ мира представляет мир единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Вселенная представлена как комплекс механических систем, развитие которых без участия сознания и разума невозможно.

В начале 20 века ряд открытий изменили научное видение мира. Теория относительности Эйнштейна, работы Бора и Резерфорда доказали, что «чисто объективное» описание мира невозможно.

Одна из главных задач научной картины мира – познание собственного места в бытии и того, что вся вселенная пронизана разумом, наполнена смыслом.

Современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Поискам познающего разума нет границ, научная картина мира постоянно развивается и дополняется новыми идеями, видениями, открытиями.

Наука – подвижная система знаний, и способы видения, присущие ей, изменчивы. А значит, сегодняшняя научная картина мира не равна вчерашней.

1.  Новое время: идея двойственности реальности – материя и ум различны; субъективное перемалывается объективным (Ньютон, Декарт).

2.  Начало 20 века: смена прошлых парадигм современным естествознанием – антропный принцип: мир таков, каков есть, так как мы глядим на него, и вся картина изменений в нас меняет картину мира.