Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 3

С ходом времени, благодаря усложнению и углублению жизни, появлению новых направлений в искусстве, культуре, появлению новых наук и огромному значению новых открытий, возникновению глобальных проблем, разнообразие философских направлений растет. В.И. Вернадский писал: «Сила философии в ее разнородности и в большом диапазоне этой разнородности». Философы всех времен всегда исходили из свободных в своем выражении идей, искания мысли. В истории человечества немало философских исканий, направленных на разрешение вечных проблем: о смысле человеческого существования, первичности материи или бытия, - однако бесчисленные человеческие попытки в течении тысячелетий не привели к единому объяснению. За плюрализмом философских учений и систем стоит, прежде всего, субъективная рефлексия: каждый философ по-своему определяет для себя проблемы для философствования и находит на них ответы. Сам ход исторического процесса, проблемы и беды которого самим своим наличием указывают на необходимость развития философии. Однако, и суждения о кризисе философии тоже небезосновательны: философия в своих умозрительных формах не всегда успевает за стремительностью научных и технических новаций, ее прогнозы часто запаздывают. Но вместе с тем, чем больше инноваций и творчества во всех областях человеческой жизни, тем больше потребность в философии – в такой, где можно найти различные, непохожие ответы на вопрос. Возникновение новых философских учений свидетельствует о непрерывной работе человеческого разума, о развитии философской мысли с ходом всемирной истории. собственное отношение к вечной проблеме дает вариант ответа на вечный вопрос. Примером субъективных мнений на вечный философский вопрос может стать мнение милетских древнегреческих философов на вопрос «Из чего все?». Источником жизни Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр – вечное начало «апейрон». Мир множества идей и понятий философии, порой противоречивых, дает прийти к истине в этом плюрализме и возможность найти каждому человеку для себя ответы – о смысле жизни.

Плюрализм характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Развитие философии – это столкновение идей, борьба взглядов и личностей. Гегель связывает многообразие философии с многообразием действительности. Таким образом, признается ценность каждой философской системы, но подчеркивается ее относительность. Экзистенциально-персоналистский подход говорит о субъективном характере философии, когда каждая философская система отражает личность философа и обладает ценностью только для него; но нельзя их сталкивать, так как каждая из них ценна сама по себе. Марксисты считают философию идеологической, выражающей взгляды определенных социальных классов, слоев.

Прогресс в истории философии заключается в появлении новых учений, идей. Они появляются и сейчас, а, значит, прогресс есть – и пусть не разрешено еще множество проблем, но зато найдено множество возможных решений, вариантов, из всех мнений каждый выберет  правильное для себя.

2. Всякий ли человек – личность? Как различаются понятия: индивид, личность, индивидуальность?

Индивид (с лат. «индивидум» – неделимый) – единичный, отдельный объект, выделенный из их общего количества. Это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, независимо от антропологических и социальных его особенностей.

Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека; по мере развития  деятельности человека развивается его индивидуализация.