В качестве самостоятельного духовного явления русская философия формируется с конца 18 века. Русская философия является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения. В 19 веке русская философия формировалась под влиянием Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее – позитивизма и материализма (Белинский, Киреевский, Герцен, Чернышевский, а также анархист Бакунин). Плеханов впервые связывает марксизм с русской философией. В конце 19 века формируется русская мыслительно-религиозная философии, отраженная в произведениях Толстого, Достоевского (он дал философско-психологический анализ пограничных ситуаций и стал тем самым предтечей русского экзистенциализма). Соловьев и Флоренский – первые представители русской православной философии, прославившейся за рубежом. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия, как соборность, софийность, всеединство, общее дело.
Религиозный философ Шестов был близок к экзистенциализму. Дальнейшее развитие русской философии связано с психологией (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическое (космицизм и этическое учение Рериха («Живая этика»). Вернадский осуществлял исследования на стыке философии и методологии. Развил понятие ноосферы. Судьба же русской философии 20 века оказалось драматичной и трагичной, связанная с русскими революциями 1905 и 1917 гг. в 1922 году большая группа русских интеллектуалов (Булгаков, Бердяев, Лосский) были высланы за границу.
В целом развитие русской философии представлено в таблице:
Этап |
Авторы |
Главные положения, философские интересы. |
Философия средневековой Руси (10-13 в) |
Максим Грек, Юрий Крижанич |
Платонизм в русской культуре. Введение в контекст русской культуры аристотелизма. |
Философия русского просвещения (17-18 в) |
М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев |
Развитие геометрических и революционных идей , атомистики и доп. Критика самодержавия, бюрократизма и крепостничества. |
Философия национальной идентичности (19-20 в) |
Киреевский, Хомяков, Чаадаев, Герцен, Трубецкой, Гумилев |
Концепция славянофильства. Концепция западничества Концепция евризийства |
Философия русской революции (19-20 в) |
Революционные демократы, анархисты, народники, марксисты. |
Концепция крестьянской революции (Чернышевский). Концепция народного бунта, свободы (Бакунин). Нравственный идеал справедливости. Материальное понимание истории, идей диктатуры и пролетариата. |
Русская религиозная философия (19-20 в) |
Соловьев, Лосский, Бердяев, Лосев. |
Философия положительного единства, Интуитивизм. Христианско-экзистенциальная философия Диалектический символизм |
Советская философия, (1 половина 20 века) |
Для русской философии характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственная, разумная, эстетическая, религиозная. Таково творчество славянофилов Соловьева (философия положительного единства, благо осуществляется через истину в красоте), Флоренского, Бердяева, Лосева, Лосского.
Этический персонализм, понятие в общественном контексте, приводит к принципам соборности, как основы для развития политических и правовых воззрений. Принцип цельности в русской философии, в проблемах теории различия конкретизируются в сочетании чувственного, рационального и мистического. Часто основу познания видят в интуиции (Лосский, Франк и Лосев).
В вопросе об истинности русской философии стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт.
Русский космизм сегодня оценивается как визитная карточка русской философии. Концепция космизма ограниченно объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, жизненности нравственных ценностей. Важные характерные черты: 1. Целостность. 2. положительное всеединство. 3. Этический персонализм. 4. космизм. 5. Соборность. 6. реал. интуиция 7. истина-праведность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.