Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 21

3) синергетика свидетельствует о том, что для сложившейся ситуации существует несколько альтернативных путей развития.

4) синергетика открывает новые возможности сборки сложного эволюционного целого из частей, сложного – из простого. Понимание принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных и геополитических ценностей  мировой интеграции.

5) синергетика учитывает управляемость сложными системами: малые, но правильно организованные системы чрезвычайно эффективны.

6) синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых процессов, процессов роста, что важно в условиях мировой глобализации.

2. В чем состоит новизна основных идей и тенденций гуманизма Ренессанса?

Гуманизм (лат. человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Развитию гуманистических воззрений способствовал антропоцентризм Ренессанса, признававший права человека на свободу, счастье и развитие.

Гуманизм, сложившийся в эпоху возрождения (15 – 16 вв) знаменует переворот во всей культуре и мировоззрении человечества, противостояние схоластике.

Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемирной реабилитации, высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманизм возрождает идеи эпикурейцев. Эпоха возрождения – это этика, молодость буржуазии, которую волнуют вопросы благородства. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство заключается же в чужой славе, реже это слава Бога, и с доблести духа. Схоластичности решили противопоставиться право на истину и её поиск, догматизму – резкая критика.

Гуманисты отстаивали и умеренный утилитаризм (цель жизни и добродетель отождествляется с пользой). Т.е. гуманизм возрождения ориентируется на свободу мысли и справедливое устройство общества на демократических началах. Достичь свободы и счастья человеку можно за счет гуманитарного знания, а не естественного, не за счет знания о природе. Люди должны быть для друг друга источником радости, что невозможно без любви и дружбы.

Таким образом, гуманизм возрождения ориентируется на свободомыслие, не видя перспектив для реализации своих идей, обращается к утопиям (Томас Мор, Т. Кампанелла), что указывает на противоречивость идеалов возрождения.

Мишель Монтень, автор «Опытов» - этик, стремился обнаружить простейшие истоки человечному. Человечность проявляется в добродетелях нравственной простоты и чистоты, порядочности, благородстве, милосердие, отваге.

Николай Кузанский приходит к кантизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Он судит о мире по принципу посюсторонности (земного).

Леонардо да Винчи, величайший мыслитель, всегда руководствовался нормами этики. Так, он не обнародовал свои изыскания по созданию подводных аппаратов, т.к. опасался «злой природы людей», которые бы убивали на дне моря, топили корабли вместе с людьми.

Философия эпохи возрождения, в основе которой лежали идеи гуманизма, общественного договора Руссо, благородства, справедливости и свободы, безусловно, 1) создала переход к новому философствованию, 2) сделала акцент на земной, посюсторонней жизни человека, 3) его духовно-нравственных качествах, 4) обращалась к принципам морали и добродетели и 5) указала на необходимость возрождения общечеловеческих ценностей.

Билет № 16

1. Вопрос о смысле человеческого существования до сего времени является предметом обсуждения. Какие основные ответы на этот вопрос существуют в философии?

Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которая описывает, оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные ценности и нормы, показывает во имя чего необходима предписываемая им деятельность.

Большинство философов исходят из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, конструируя на этой основе идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой жизни. Так гуманистический идеал Ренессанса видели возможность преобразовать мир чисто духовными средствами. Конфуцианство выделяло ряд добродетелей, достичь которых было смыслом человеческого существования.