Полемика заключается в том, что форма мировоззрения – мифология, наука, религия – исторически и генетически предшествовала философии. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, основанное не на теоретических доводах, а на художественном переживании мира или на общественных иллюзиях классов, наций людей. Это самая архаичная форма мировоззрения. Научное мировоззрение основано на теоретических доводах, в отличие от мифологии, не объясняет все, у науки есть непознанное и неизвестное. Религиозное мировоззрение возникло из недифференцированного еще общественного сознания и основывалось на фантазии и чувствах, но в отличие от мифологии религия не смешивала земное и сакральное, а ставила Бога как всемогущую силу над природой и вне природы. Мифология, с одной стороны, включает фантазии и верования, а с другой стороны, эмпирические знания, здравый смысл. В результате, из мифологии, как из первого представления о мире, выделились две системы знаний – религия (основа теологии), обращенная к проблемам постижения мира через веру; и философия, которая рассматривала проблему первоосновы мира, его устройство и взаимосвязи с человеком. Философия тут выступает как способ решения мировоззренческих проблем с помощью интеллекта. Однако, генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается в функциональной связи: все они как способы освоения мира в целостности рассматривают наиболее общие проблемы происхождения мира. Религиозное сознание было первым взглядом человека в вечность, сознанием единства человеческого рода. Переход от религиозно-мифологического представления о мире к его философскому пониманию ознаменовался заменой фантастического логически обоснованным знанием, опирающимся на человеческий разум. Так, становление философского знания охватило несколько веков раннегреческой истории (IV – VI в.в. до н.э.). Научно-философское знание, таким образом, возникло как переход от чувственного к отвлеченному понятиям разума. И становление философии, таким образом, означало становление рационального постижения мира.
2. Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы, в чем их специфика?
Осознание человечеством своей ответственности за сохранение природы привело к развитию экологической философии. Человек постоянно находится во взаимодействии с природой:
1) Природа порождает человека, возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью;
2) Человек рождается из природы;
3) Природная основа человека есть фундамент для появления неприродного;
4) В природном материале человек символизирует свои неприродные свойства, а природа становится фундаментом общественной жизни.
Человек должен познавать природу, узнавать как можно больше о ней, чтобы обеспечить свое существование.
Античность - природа – часть космоса, одушевленная;
Средневековье – природа создана Богом. Иерархия: Бог, человек, природа;
Новое время - природа – это сила, противостоящая человеку. Человек должен подчинить ее себе;
XX– XXI в.в. – *природа – это стихия, которая, благодаря сознательной деятельности человека, должна стать царством разума (ноосферой) [Вернадский];
*природа – мир проживания человека [Герменевтики];
*природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом последствий деятельности человека [Аналитики];
*природа – это сложная система, для нее характерны неравновесные состояния. Человечество должно обеспечить совместную эволюцию природы и общества. [Синергетическое понимание].
Билет №3.
1. Что стоит за плюрализмом философских учений и систем? Есть ли прогресс в истории философии?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.