2. Познаваем ли мир? Доступна ли сущность вещей для человеческого разума? В чем причина скептицизма и агностицизма?
Сознание – осознанное бытие. Выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, которая воспроизводит закономерные связи мира действительности. Познание – процесс общественно-исторического приобретения и развития знаний, его постоянного углубления. Т.е. это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о митре.
Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека, а если может, то каким образом, – давно интересовал философов, большинство которых считает, что мир познаваем.
Однако учение агностицизма (греческий - непознаваемый) полностью или частично отрицает возможность познания мира в принципе, выявление его реальных закономерностей, постижение объективной истины. Агностики - нем. философ Юм, немецкий философ Кант считал - что предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».
При этом агностицизм не отрицает сам факт существования познания, он выясняет его возможности.
Элементы агностицизма можно обнаружить во многих философских системах. Так, идеалист Гегель критиковал агностицизм, толкуя познание, как развитие абсолютной идеи.
Однако устойчивость концепций агностицизма объясняется тем, что он выражает реальные трудности процесса познания: 1. Неисчерпаемость. 2 границы познания. 3. Невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия. 4. Его субъективное преломление в органах чувств и в мышлении человека.
В отличии от агностицизма, скептицизм (греч – рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате («паралич истины»). Такой подход приводит зачастую к субъективизму, хотя «мыслящий» скептицизм в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и постижению истины как знания, соответствующего своему предмету, правил отражения действительности.
Гносеология, как теория познания изучает такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знаний к реальности, выясняя, познаваем ли мир в действительности.
Билет № 14
1. В чем суть формационного и цивилизационного подхода к изучению общества, культуры, истории?
Для философского анализа центральным является вопрос о сущности исторического процесса. Понятие «общественно-экономическая формация» появилось в работе Маркса в середине 19 века. Формация – это исторически конкретизирующий тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему, детерминированную способом производства.
Структура «общественно – экономической формации» в марксизме понимается, как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют общественно – производственные отношения, выделяются базис и настройка, между которыми осуществляется движение истории как разрешение противоречий между ними. В эпоху социал-революции происходит смена формаций. Формационный подход служит для выражения сущности, качественно определенной, отличающиеся от др., ступени развития человеческого общества, сущности, которая не лежит на поверхности, а выявляется теоретическим анализом из фактов общественной жизни.
Развитие истории выявило определенную ограниченность формационного похода.
1) Очевидно, что в истории выделяется 3 формации: примитивная с добывающей экономикой, традиционная с аграрной экономикой и индустриальная. Однако, пятичленная схема первобытная –рабовладельческий строй – феодализм- капитализм- социализм неприменима к ряду обществ (рывок Японии на 2 этапа).
2) Процесс глобализации экономики («мир-экономика») сделал товаром производства информацию, что изменило представление о линейном типе прогресса.
3) Наконец развитие России не укладывалось в рамки формационного подхода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.