Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 10

Технократия с греческого дословно переводится как «власть техники»; сторонники технократической точки зрения считают, что техника «вооружает» человека, делает его более сильным и быстрым, что в обществе должны превалировать технические и инженерные новации, цивилизация должна быть технической. НТП, НТР – двигатель развития общества, повсеместная власть техники.

Технофобия с греч. дословно переводится как «боязнь техники»; сторонники этой точки зрения считают технику опасной для человека. Она ослабляет способности человека, подчиняет его себе, делает своим придатком, укорачивает жизнь человека. В техническом обществе нет места человеку, его вытесняет техника, заменит все естественное искусственным. А мы ее не контролируем. Развитие приведет к угрожающим для человечества последствиям. Технократия и технофобия в системе проблемы «человек-техника» созвучны концепциям сциентизма и антисциентизма (человек - наука).

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, методы познания и преобразования природы. Цель техники – преобразование природы в соответствии с целями человека на основе его нужд и желаний. Техника имеет в современной цивилизации ценность только как средство: орудия ручного труда – машины – автоматы. Сегодня техникой все сложнее владеть и ее контролировать.

Философское осмысление взаимоотношений «человек-техника» началось с середины 19 века (времени НТР, научных открытий и промышленных переворотов). Постепенно в работах о технике выделились 2 направления: инженерная и гуманитарная философия техники.

В инженерной философии техники  звучат технократические концепции: Дессауэр считает техническое творчество как сопричастное к божественному, продолжающее его. Инженерная философия техники рассматривает развитие техники изнутри, игнорируя человеческий фактор.

Гуманитарная философия техники анализирует положение техники в человеческом обществе, и утверждает, что технически разум ограничен, т.к. он ориентирован на приспособление к нуждам человека. Техника часто изображается как демоническая сила, порабощающая человечество и как средство, способствующее уничтожить человечество. Подобные точки зрения в современном обществе широко распространены. В век информационных и генных технологий наблюдается противостояние техники и человека, техника вышла из-под контроля своего создателя и теперь способна поработить его.

Одной из важнейших проблем, рассматриваемых сейчас в современном обществе, является проблема человека, создающего технику и использующего ее. Актуальность этой проблемы связана, прежде всего, с беспредельной технической мощью, имеющейся в распоряжении человека, ведь никогда прежде человек не обладал такой силой, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в глобальном масштабе.

Бердяев еще в начале 20 века писал: «творение восстанет против своего творца, более не повинуется ему».

Философия техники часто связана и с философией науки, и с философской антропологией.

Перед современной цивилизацией стоит немало актуальных проблем взаимодействия «человек-техника», среди которых: глобальный характер технического развития, проблемы ограничения роста техники, угроза всемирной катастрофы, гуманизация технического роста.

Билет №9.

1. Охарактеризуйте наиболее актуальные проблемы философии конца XX – начала XXI веков.

В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров создание целостного образа мира оказывается нелегкой задачей для философии, ведь только она спасает мир от технократизма, сциентизма, моральной неполноценности современного общества.

Человечество, однажды осознав роль философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь постигнуть смысл бытия. Сейчас возрастает потребность в новой, современной философии. В философии начала 21-го века наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется множество работ этического и эстетического содержания, препятствующие разрастанию экзистенциального вакуума.