Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 6

2. Какова роль науки в развитии современного общества? Какова ваша точка зрения на полемику сциентистов и антисцеинтистов?

Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Зародившись в древности (гений Аристотеля, Евклида) в Новое время наука стала важнейшим фактором жизни. Без науки, без Ньютоновской механики становление индустриального общества вряд ли бы состоялось. Наука – культурно-исторический феномен, вид общественного сознания. Социокультурные факторы включаются в процесс генерации научных знаний. По мере изменения типа культуры общества, изменяется изложение научного знания, стили мышления. Движение познания обусловлено не только практическими запросами, но и познавательными интересами, в которых проявляются потребности общества. Так, Альберт Эйнштейн писал: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворение потребностей и утолением боли». В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяется ряд социальных функций науки:

1) Культурно-мировоззренческие (период формирования капитализма, буржуазно-общественных отношений) – когда шла борьба теологии и науки.

2) Непосредственно производительная сила (Средневековье) – теология стала верховной инстанцией, в сфере науки остались проблемы частного и «земного» характера.

3) Социальная сила – использование научных знаний и методов при использовании различных проблем, возникающих в ходе развития общества.

Открытие Коперника оспорило у теологии право монопольно формировать мировоззрение. Наука вошла в деятельность человека и общества, в социальную проблематику. Сегодня наука играет в обществе роль производительной силы с учетом беспрецедентных масштабов и темпов НТП (научно-технического прогресса). Развитие общества, цивилизации идет сейчас по темпам, меркам, достижениям науки. Сциентизм – концепция абсолютизации роли науки в системе культуры и идейной жизни общества. Зародилась в философии в конце XIX - в начале XX в.в., особая острота возникла в эпоху НТР (научно-технической революции) в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Сциентисты настаивают на том, что наука есть наивысшая, достаточная для ориентации человека в мире ценность. Однако, они не учитывают сложную системную ориентацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. Антисциентизм – концепция ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования. Антисциентисты оценивают науку, как враждебную для человека. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопии Герберта Уэлса, Рэя Брэдберри, Евгения Замятина, в произведениях которых даны резко критические, гротескные образы «техно-будущего», где наука и техника совершенны, а человек подавлен, несвободен и лишен индивидуальности. И сциентисты, и антисциентисты исходят из идей всевластия науки и техники.

Мне близка концепция антисциентистов, ограничивающих роль науки в обществе до роли производительной силы НТП, не заменяющей ни философии, ни культуры. Считаю, что в современном мире нельзя игнорировать роль антиутопий как предостережения человечества: «смотрите, что будет, если не контролировать развитие науки и тхники, если не учитывать потребности, духовно-нравственные цели и ценности человека!»

Билет №6.

1. Как изменялись представления о сущности общества и его структуре в истории философии?

Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.

Средневековье

«Град Земной», стремящийся к «Граду небесному»

Новое время

Люди, живущие в соответствии с установленными ими же общественным договором (Локк, Руссо), договорное государство

Новейшее время

Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)

XX век

- Система социальных действий людей, смысл которой определяется выработкой ценностей (Вебер, Ворокин, Парсонс)

- Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии (Хабермас)