Разработка асутп в системе трейс моуд:задачи и перспективы, страница 52

Нами были предприняты успешные попытки внедрения ТРЕЙС МОУД в учебный процесс. Пакет завоевал симпатии пользователей и программистов практически неограниченной мощностью и красотой. Создать несложный проект системы управления и запустить его в реальном времени можно в течение одного занятия (70 минут) при наличии у студента базовых знаний и навыков работы с пакетом. Необходимо отметить, что освоение пакета студентами происходит быстро благодаря хорошо проработанному, дружественному, интуитивно понятному интерфейсу пользователя. Сами студенты с удовольствием воспринимают изменения интерфейса, отличающие версию 5.0 от предыдущих версий, основанных на MS DOS.

Неограниченные возможности сбора, обработки и представления информации системой ТРЕЙС МОУД 5.0 позволяют применять этот пакет как в составе АСУТП любого уровня сложности, так и в совершенно неожиданных областях - например, для автоматизированных систем научных исследований, автоматизированных обучающих систем. Поддержка большого числа контроллеров, модулей УСО, стандартных протоколов, а также возможность взаимодействия с любым устройством ввода-вывода по интерфейсу DDE позволяет создавать системы управления любой конфигурации на основе имеющегося парка оборудования. Это делает ТРЕЙС МОУД 5.0 привлекательным для проектов с небольшим бюджетом - типичных, к сожалению, для современных высших учебных заведений.

Во время обучения студентов старших курсов в рамках дисциплины "Интерфейсы АСОИУ" им были предложены творческие задания, одним из главных условий которых было использование ТРЕЙС МОУД 5.0. После тщательного отбора тем проектов были приняты к реализации две - "Разработка автоматизированной системы охраны производственного объекта" и "Разработка автоматизированной системы управления распределенной телефонной сетью". В рамках технических заданий было решено использовать ТРЕЙС МОУД для создания верхнего уровня системы управления (АРМ оператора), а на нижнем уровне применить микроконтроллеры, построенные на базе однокристальных микроЭВМ семейства MCS51. Несмотря на то, что эти микроконтроллеры имеют нестандартный коммуникационный интерфейс, оказалось возможным подключить их к ТРЕЙС МОУД благодаря ее открытой архитектуре. Студенты разработали протокол обмена информацией между ТРЕЙС МОУД и микроконтроллерами, написали драйвер, поддерживающий этот протокол и организующий взаимодействие с микроконтроллерами. Использование интегрированной среды разработки, механизма автопостроения проекта, средств визуального программирования в стандарте IEC-1131-3, объектно-ориентированного подхода к созданию форм представления данных дает студентам возможность освоения новейших технологий проектирования систем управления и позволяет сделать процесс обучения поистине творческим.

В качестве примера реализации проекта рассмотрим разработанную студентами систему управления охраной производственного объекта. Интерфейс АРМ оператора системы представлен на рисунке 1.

Рис. 1.Графический интерфейс АРМ оператора

Система выполняет функции визуализации данных, полученных от датчиков охранной и пожарной сигнализации, а также формирование сигналов управления системами пожаротушения, блокировки дверей, звуковой сигнализации и автоматического вызова спецслужб. Система не только оперативно реагирует на любое событие, происходящее на охраняемом объекте без участия оператора, но и предоставляет последнему возможность ручного управления. Кнопки, размещенные в нижней части экрана, позволяют отлаживать процесс интерпретации базы каналов и функционирование динамических форм отображения в реальном масштабе времени. При помощи кнопок можно эмулировать работу микроконтроллеров, связанных с датчиками и исполнительными системами.

Таким образом, доказано, что внедрение ТРЕЙС МОУД 5.0 в учебный процесс ведет к повышению его качества. Это достигается за счет активизации творческих способностей студентов и повышения уровня их профессиональной подготовки. Такой прогресс обеспечивается изучением новейших технологий разработки автоматизированных систем обработки информации и управления не только в теории, но и на практике. Дальнейший рост качества подготовки студентов мы связываем с внедрением технологии групповой разработки проектов.