Разработка асутп в системе трейс моуд:задачи и перспективы, страница 19

§  Структурная схема комплекса представлена на рис. 1.

§  Комплекс выполнен на базе ПТК «КРУИЗ».

§  Для сбора информации и управления исполнительными органами на нижнем уровне будет установлено 29 стоек, связанных между собой и с верхним уровнем дублированными линиями Ethernet и дополнительными линиями RS-485. Верхний уровень включает:

§  АРМ операторов-технологов котельного и турбинного отделений, каждое из которых состоит из трех компьютеров;

§  систему отображения коллективного пользования из четырех просветных экранов общей площадью 3 м2;

§  несколько АРМ неоперативного контура.

§  На ТалГРЭС будут использованы улучшенные, переработанные технические средства ПТК «КРУИЗ». Мы учли ошибки, выявленные в ПТК НВ ГРЭС, а также переработали блоки со следующими целями:

§  перевод конструктива на точное соответствие стандарту МЭК (19-дюймовая Евромеханика);

§ 


практически полный переход на зарубежную элементную базу с планарным монтажом (на нашем производстве освоен метод пайки типа «поверхностный монтаж»);

§  переход на трассировку печатных плат 3-ей категории;

§  унификация интерфейса блоков УСО;

§  увеличено быстродействие команд обращений к блокам.

§  В качестве контроллера используется промышленный контроллер microPC класса 586 фирмы Octagon Systems. В стойке устанавливаются два дублирующих контроллера.

§  Нижний уровень обеспечивает автоматическое управление исполнительными органами. Для разработки алгоритмического обеспечения были привлечены специалисты АО «фирма ОРГРЭС».

§  Технологические задачи, решаемые на нижнем уровне, были поделены на функциональные зоны таким образом, что задачи взаимодействуют между собой в основном внутри своей зоны, а обмен между зонами минимален. Примерами функциональных зон являются пароводяной тракт котла, тракт топливо-газ и т.п. Внутри зоны выделялись стойки, где требовалась повышенная надежность аппаратуры для решения технологических защит и блокировок. В таких стойках вводилось дублирование входных и выходных блоков УСО. Оба контроллера имеют право одновременно выдавать команды на исполнительные органы.

§  При создании алгоритмов технологи ОРГРЭС применили модульный метод разработки. Ими были созданы типовые алгоритмические блоки задвижек, двигателей, регулирующих клапанов, защит. Блоки являются универсальными и включают в себя схемы приоритетов управления, резервирования, выработки состояний. Использование таких блоков заключается в установлении взаимосвязей между ними, а также с верхним уровнем ПТК.

§  Для воплощения этих достаточно сложных алгоритмов было решено использовать в ПТК «КРУИЗ» в качестве базовой SCADA-системы ТРЕЙС МОУД версии 5.0 под Windows NT. ОС Windows NT показала свою высокую надежность и постепенно проникает в область промышленной автоматизации. Для всего проекта потребовалось использование МЕГА ТРЕЙС МОУД на 64000 каналов.

§  Изначальный подход к модульному типу алгоритмов позволил эффективно распределить работу среди программистов. В первую очередь разрабатывались модули для отдельных алгоритмических блоков. Они создавались как FBD-программы, в основном с использованием готовых блоков разной степени сложности. В отдельных случаях было выгоднее написать собственные блоки на языке Техно IL. Так случилось, что разработка этих блоков совпала у нас с освоением 5-ой версии ТРЕЙС МОУД и практически с его b-тестированием. Поэтому этот процесс занял достаточно много времени. Однако последние, позже других начатые блоки, заняли у разработчиков около недели.

§  Разрабатывать и отлаживать такие блоки - задача непростая, но цель нашей фирмы и фирмы ОРГРЭС, с которой мы планируем и дальше поддерживать тесный контакт, состояла в создании модулей, которые можно было бы многократно использовать в дальнейшем, и создавать системы как здания из готовых кирпичиков.