Разработка асутп в системе трейс моуд:задачи и перспективы, страница 3

Процедура автопостроения дает возможность автоматически генерировать, поддерживать и обновлять информационные структуры проекта АСУТП по данным о числе точек измерения/контроля, количестве и географии контроллеров и ПК, входящих в разрабатываемый комплекс, или же на основе баз технологических параметров предприятия.

Автопостроение:

1.  снимает с разработчика  рутинную работу по "набивке" баз каналов и позволяет ему сконцентрироваться на решении более важных проблем разработки АСУ. По нашим оценкам, выигрыш в производительности труда, связанный с использованием автопостроения, может достигать 10 раз (!) по сравнению с традиционным подходом. Использование автопостроения позволяет добиться экономии 7-10% от общей стоимости проекта АСУТП.

2.  Повышение качества системы. Процедура автопостроения позволяет автоматически обновлять информационные связи на всех узлах системы при добавлении/или удалении ее элементов, например, датчиков. Это позволяет оптимизировать структуру проекта, добиться отсутствия каналов, которые посылают данные "в никуда" или берут их из "ниоткуда". Это особенно важно на этапе эксплуатации, когда поддержка проекта ложится на плечи менее квалифицированного персонала.

Подробнее об автопостроении см. доклад А.В. Фридлянда.

Адаптивное регулирование

Технология адаптивного регулирования, присутствующая в ТРЕЙС МОУД начиная с релиза 5.02, позволяет производить автоматическую настройку ПИД и ПДД-регуляторов, а также подстраивать их работу в процессе эксплуатации системы. Использование адаптивных регуляторов позволяет:

1.  постоянно оптимально настраивать регуляторы на процесс, обеспечивая стабильный уровень качества производимой продукции. (По американским данным до 80% регуляторов в промышленности настроены не оптимально из-за динамическогого изменения параметров процесса).

2.  сократить потребление сырья и энергии на 5-10%.

Рис. 5. Адаптивные регуляторы ТРЕЙС МОУД позволяют автоматически настраивать ПИД и ПДД-регуляторы и обеспечивать их оптимальную настройку в процессе эксплуатации системы.

Более подробно об адаптивных технологиях см. доклад Мазурова В.М.

Active-X

Начиная с релиза 5.02, в ТРЕЙС МОУД 5 поддерживается технология OLE/Active-X. Технология Active-X разработана фирмой Microsoft в начале 1996 года и является синтезом таких широко известных технологий, как OLE, OLE Automation, OCX и модели многокомпонентных объектов (COM/ DCOM).

Управляющие элементы Active-X являются независимыми программными компонентами, имеющими стандартный интерфейс. Active-X программы может написать любой программист, владеющий Visual Basic, Visual C++ и т.д., и встроить их в ТРЕЙС МОУД. Кроме того, в мире созданы десятки тысяч готовых бесплатных и коммерческих ActiveX-программ, доступных, в частности, через Internet. Среди них - электронные таблицы, программы доступа к базам данных, географические карты, графики и т.д. Все они готовы для немедленного использования в ТРЕЙС МОУД. Благодаря поддержке технологии Active-X ТРЕЙС МОУД 5 получила новую степень свободы. Теперь разработчики АСУТП могут не только свободно конфигурировать задачи математической обработки, но и создавать собственные формы графического отображения информации. Уже сейчас у нас есть курьезные примеры управления игрой DOOM (Active-X control) через базу каналов ТРЕЙС МОУД.

OPC (OLE for process control)

OPC - это новый интерфейсный стандарт, разрабатываемый Фондом OPC. Широкое применение OPC способно произвести революцию в SCADA-системах! Так же, как введение стандартов на драйверы принтеров в Windows 3.1 переложило заботу о поддержке принтеров с производителей программного обеспечения на производителей принтеров, так OPC способен навсегда избавить нас от проблем с драйверами - любой выпускаемый контроллер в будущем, вероятно, будет иметь свой OPC-сервер, как любой выпускаемый принтер - драйвер для Windows.