Из (1) и (7) получаем гармонически линеаризованное характеристическое уравнение замкнутой системы:
, (8)
на основе которого определяется периодическое решение x*=a*sinw*t (симметричные автоколебания) из условия нахождения системы на колебательной границе устойчивости, получаемого по критерию Михайлова:
или
(9)
Если конечное решение уравнений (9) в области положительных вещественных чисел существует, соответствующие значения a* и w* являются параметрами предельного цикла для данной нелинейной системы. Возможны несколько решений и соответственно несколько предельных циклов.
Устойчивость предельного цикла может быть проверена по условию [1,2]
. (10)
Если для найденной пары (a*,w*) условие (10) выполняется и все коэффициенты полинома, входящего в уравнение (8), положительны, в системе возможны автоколебания с частотой w* и амплитудой a* на входе нелинейного звена.
В остальных случаях автоколебания в системе отсутствуют. Для системы выше четвертого порядка рассматриваются дополнительные условия [2].
Частотный способ определения автоколебаний основан на том, что в соответствии с критерием Найквиста колебательной границе устойчивости соответствует прохождение амплитудно-фазовой характеристики гармонически линеаризованной разомкнутой системы через точку (-1, j0). Следовательно, параметры возможных автоколебаний могут быть найдены решением уравнения
или
. (11)
На комплексной плоскости строятся годограф Wл(jw) для и годограф функции для . Точки их пересечения дают параметры возможных автоколебаний, после чего применяются известные критерии устойчивости найденного периодического решения [1].
Рассмотрим САУ, структурная схема которой представлена на рис. 3.
Передаточная функция линейной части системы имеет вид
Коэффициенты гармонической линеаризации нелинейности (рис. 4):
Уравнения (9) принимают вид
,
.
Из второго уравнения определим частоту периодического решения:
, а из первого получаем
, (12)
откуда можно определить амплитуду периодического решения.
Проверку его устойчивости по критерию (10) предлагается провести самостоятельно.
Отметим, что с учетом (рис. 4) уравнение (12) будет иметь решение только при
.
При kл < kгр автоколебания в системе отсутствуют.
Теперь рассмотрим нелинейную САУ, структурная схема которой показана на рис. 5. Для этой системы коэффициенты гармонической линеаризации имеют вид
,
Автоколебания будем определять частотным способом.
Годограф данного нелинейного звена определяется функцией
Из рис. 6 в соответствии с частотным способом определения автоколебаний следует, что в рассматриваемой системе автоколебания невозможны при любых значениях параметров. Однако моделирование данной системы этот вывод не подтверждает.
Отсюда заключаем, что в некоторых случаях применение метода гармонической линеаризации приводит к качественно неверным результатам.
Приведенный пример подтверждает, что метод гармонической линеаризации является приближенным в силу использования гипотезы о наличии у линейной части системы свойства фильтра. В частных случаях эта гипотеза может не подтвердиться даже при указанном выше соотношении степеней числителя и знаменателя передаточной функции линейной части. Поэтому после получения результатов на основе гармонической линеаризации целесообразна их расчетная или экспериментальная проверка.
Проверить наличие свойства фильтра у линейной части расчетным путем можно путем вычисления значений ее амплитудно-частотной характеристики для частот w*, 2w*, 3w*, найденных рассмотренным выше способом , или путем моделирования системы.
Экспериментально наличие свойства фильтра может быть проверено путем подачи на вход линейной части разомкнутой системы гармонических сигналов с частотами w*, 2w*, 3w* и измерения амплитуды выходного сигнала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.