Ответы на экзаменационные вопросы № 1-33 по дисциплине "Маркетинг" (Сущность и определение маркетинга, цели и функции. Коммуникационная политика в маркетинге), страница 2

Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Запрос – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Товар – все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи. Обмен – акт получения от кого-то желаемого объекта взамен другого объекта. Сделка – торговая операция, совершаемая двумя сторонами. Неотъемлемые части сделки – 2 товара (как минимум), обладающих потребительской ценностью, время и место соглашения. Рынок – совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товаров и услуг.              

Классификация потребностей:

1. Место в иерархии: первичные (физиологические, в безопасности, защищенности), высшие (потребность принадлежности к определенному классу – социальные; духовные - потребности в знаниях, к труду и т.д.; потребности в самовыражении - потребность к власти). 2. Субъект влияния: национальность, исторический фактор, географический, природный, пол, возраст, специальное положение. 3. Историческое место потребностей: прошлые, настоящие, будущие. 4. по степени удовлетворенности: полностью удовлетворенные, частично удовлетворенные, неудовлетворенные.

5. По степени сопряженности: несопряженные, сопряженные. 6. масштаб распространения: географические, социальные. 7. частота удовлетворения потребностей: единично удовлетворяемые, периодически удовлетворяемые, непрерывно удовлетворяемые. 8. применяемость потребности в одной области, в нескольких, во всех областях. 9. Комплексность удовлетворения: удовлетворены одним товаром, удовлетворены несколькими товарами. 10. по отношению общества: отрицательные, нейтральные, положительные. 11. По эластичности (по доходу, по возрасту): слабоэластичные, эластичные, высокоэластичные. 12. по способу удовлетворения потребностей: индивидуальные, групповые, общественные

4. Концепции маркетинга

1. Производственная концепция (производство максимальное, максимальное снижение издержек за счет объема производства, максимальная эффективность производства (не учитывает изменение потребностей)).

2. Товарная концепция (потребитель отдаст предпочтение товарам, качество, свойства и характеристики которых постоянно улучшаются; следовательно, компания-производитель должна прилагать все усилия для совершенствования своей продукции (не уделялось внимание функции маркетинга)).

3. Сбытовая концепция (потребители не будут активно покупать товар, производимый данной компанией, если не предпринять специальных мер по продвижению товара на рынок и широкомасштабной продаже).

4. Маркетинговая концепция (успеха добиваются те организации, которые в наибольшей мере учитывают изменения потребностей и удовлетворяют их способами лучше, чем у конкурентов (не учитываются интересы общества)).

5. Концепция социально-этического маркетинга (ее суть в том, что компания должна определить нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечить высшую потребительскую ценность более эффективными по сравнению с конкурентами способами, которые поддерживают или улучшают благополучие как клиента так и всего общества в целом).

5. Маркетинговая среда: микро- и макросреда фирмы.

Микросреда фирмы – это более близкое окружение фирмы, которое имеет непосредственное отношение к фирме и оказывает на неё влияние.

* потребители – предприятия и индивидуальные потребители, покупающие товары для потребления или использования в производственных или иных целях. Выделяют следующие клиентурные рынки: потребительский рынок; рынок производителей; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов.