Тема 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1. Введение (актуальность) темы:
На первом занятии происходит знакомство студентов со спецификой нового для них предмета - культурологии, формируется осмысленное и заинтересованное к нему отношение.
Культурология - это гуманитарная наука о сущности и многообразии форм, о закономерностях развития и значении, о способах постижения культуры. Понятие “культура” относится к числу фундаментальных в современном обществознании и отличается необычайным богатством смысловых оттенков. Среди множества определений культуры есть и такое: культура - это мера человеческого в человеке, необходимое условие его существования. В культуре реализуется способность человека к творчеству. В культуре крепнет реальная солидарность людей. В культуре история человечества обретает свое содержание и, по мнению многих, свое назначение.
Культура нуждается в уважительном и заботливом к себе отношении, а оно возможно только на основе глубоких знаний о ней. Культурология - продуцирующая и аккумулирующая эти знания, играет потому чрезвычайно важную культуро-, а значит, и человекосберегающую роль.
2. Цель:
· составить общее представление о феномене культуры;
· обратить внимание на сложность и важность изучения культуры;
· обосновать правомерность существования особой дисциплины - культурологии.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· этимологию и основные значения понятия “культура”;
· такие понятия, как: искусство (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, декоративно-прикладное искусство), предмет культурологии, рациональное объяснение, внерациональное понимание.
Студент должен уметь:
· характеризовать гуманистическую сущность культуры,
· своеобразие культурологии в ряду других гуманитарных наук.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать важнейшие функции культуры,
· взаимосвязи культурологии с другими науками.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Понятие “культура”.
2. Функции культуры.
3. Культура как способ реализации творческих способностей человека.
4. Предмет и метод культурологии.
5. Культурология в системе современных наук.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что Вы знаете об этимологии слова “культура” и его возможных значениях?
2. Почему феномен культуры породил множество разноречивых определений?
3. Что является сущностью культуры?
4. Как соотносятся природа и культура?
5. Чем является культура для человека? Чем является человек для культуры?
6. Что значит - быть культурным человеком?
7. Чем занимается культурология? С чем связано ее выделение в самостоятельную отрасль знания?
8. Какие современные науки и чем именно способствовали становлению культурологии?
9. Какими методами культурология изучает свой предмет?
10. Есть общие интересы у культурологии и медицинской науки? Возможно ли между ними плодотворное взаимодействие?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Культура как мера человеческого в человеке.
2. Культура как деятельность.
3. Диалогическая природа культуры.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.
2. Баткин Л.М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. - 1986. - № 12.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.
5. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1997. - № 2.
6. Культурология. ХХ век. - М., 1995.
7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.
8. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. -1987. - № 6.
9. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.
10. Флиер А.Я. Современная культурология. Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Введение (актуальность) темы:
Знакомство с основными культурологическими школами и концепциями позволяет лучше уяснить специфику предмета и методов культурологии, ее междисциплинарный характер, вводит в живую атмосферу научного поиска и дискуссий.
2. Цель: Осознать сложность и значимость проблем, изучаемых культурологией, многовариантность их решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.