Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

1. Введение (актуальность) темы:

На первом занятии происходит знакомство студентов со спецификой нового для них предмета - культурологии, формируется осмысленное и заинтересованное к нему отношение.

Культурология - это гуманитарная наука о сущности и многообразии форм, о закономерностях развития и значении, о способах постижения культуры. Понятие “культура” относится к числу фундаментальных в современном обществознании и отличается необычайным богатством смысловых оттенков. Среди множества определений культуры есть и такое: культура - это мера человеческого в человеке, необходимое условие его существования. В культуре реализуется способность человека к творчеству. В культуре крепнет реальная солидарность людей. В культуре история человечества обретает свое содержание и, по мнению многих, свое назначение.

Культура нуждается в уважительном и заботливом  к себе отношении, а оно возможно только на основе глубоких знаний о ней. Культурология - продуцирующая и аккумулирующая эти знания, играет потому чрезвычайно важную культуро-, а значит, и человекосберегающую роль.

2. Цель:

·  составить общее представление о феномене культуры;

·  обратить внимание на сложность и важность изучения культуры;

·  обосновать правомерность существования особой дисциплины - культурологии.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  этимологию и основные значения понятия “культура”;

·  такие понятия, как: искусство (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, декоративно-прикладное искусство), предмет культурологии, рациональное объяснение, внерациональное понимание.

Студент должен уметь:

·  характеризовать гуманистическую сущность культуры,

·  своеобразие культурологии в ряду других гуманитарных наук.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать важнейшие функции культуры,

·  взаимосвязи культурологии с другими науками.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Понятие “культура”.

2.  Функции культуры.

3.  Культура как способ реализации творческих способностей человека.

4.  Предмет и метод культурологии.

5.  Культурология в системе современных наук.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что Вы знаете об этимологии слова “культура” и его возможных значениях?

2.  Почему феномен культуры породил множество разноречивых определений?

3.  Что является сущностью культуры?

4.  Как соотносятся природа и культура?

5.  Чем является культура для человека? Чем является человек для культуры?

6.  Что значит - быть культурным человеком?

7.  Чем занимается культурология? С чем связано ее выделение в самостоятельную отрасль знания?

8.  Какие современные науки и чем именно способствовали становлению культурологии?

9.  Какими методами культурология изучает свой предмет?

10. Есть общие интересы у культурологии и медицинской науки? Возможно ли между ними плодотворное взаимодействие?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Культура как мера человеческого в человеке.

2.  Культура как деятельность.

3.  Диалогическая природа культуры.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

4.  Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

               Дополнительная:

1.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

2.  Баткин Л.М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. - 1986. - № 12.

3.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

5.  Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1997. - № 2.

6.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.

7.  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

8.  Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии.  -1987. - № 6.

9.  Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.

10. Флиер А.Я. Современная культурология. Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

               1. Введение (актуальность) темы:

Знакомство с основными культурологическими школами и концепциями позволяет лучше уяснить специфику предмета и методов культурологии, ее междисциплинарный характер, вводит в живую атмосферу научного поиска и дискуссий.

2. Цель: Осознать сложность и значимость проблем, изучаемых культурологией, многовариантность их решения.

Информация о работе