Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 11

4.  Особенности древнеегипетского искусства. 

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Чем был обусловлен древнеегипетский обычай мумифицировать умерших? Существовало ли у др. египтян представление о загробном воздаянии?

2.  Приведите примеры присутствия религии Др. Египта следов ранних религиозных верований, т.е. таких, которые возникли еще в первобытном обществе.

3.  Какую роль в истории Египта (в том числе в истории его культуры) сыграл Аменхотеп IV?

4.  Охарактеризуйте древнеегипетскую письменность, вспомните историю ее возникновения и развития.

5.  Объясните факт раннего возникновения математики и астрономии в Др. Египте, назовите основные достижения египтян в этих науках.

6.  Какие факты свидетельствуют о высоком уровне развития древнеегипетской медицины?

7.  Какие жанры получили наибольшее развитие в литературе Др. Египта?

8.  Назовите характерные особенности древнеегипетских архитектуры и изобразительного искусства.

9.  Назовите наиболее известные архитектурные памятники Др. Египта.

10. Приведите примеры влияния религии на все сферы духовной культуры Др. Египта.

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Загадки древнеегипетских пирамид.

2.  Представление египтян о загробном мире.

3.  Древнеегипетские мифы и сказки.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  История Древнего Востока. - М., 1988.

3.  Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.

4.  Культурология. История и теория культуры / Под ред. В.И.Добрыниной. - М., 1993.

               Дополнительная:           

1.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

2.  Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. - М., 1986.

3.  Древние цивилизации. - М.,1989.

4.  Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986.

5.  Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.

6.  Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982.

7.  Культура Древнего Египта. - М., 1976.

8.  Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1980.

9.  Мифологический словарь. - М., 1990.

10. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. - М., 1971.

11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

Тема 11. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. Введение (актуальность) темы:

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры; к ним она постоянно возвращалась - как к классическому образцу для подражания или, по крайней мере, для сопоставления и вдохновения.

2. Цель: Определить характерные черты и общечеловеческое значение античной культуры.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  важнейшие достижения древних греков и древних римлян в области духовной и материальной культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей античной культуры;

·  такие понятия, как: пантеон богов, святилище, мистерия, античность, эллинизм.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные этапы в развитии и древнегреческой и древнеримской культуры,

·  античную культуру с позиций многомерности,

·  античную культуру через призму антропокультурологического подхода,

·  общее и особенное в культуре Древней Греции и Древнего Рима,

·  место и роль античной культуры в истории человечества.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать факторы, обусловившие высокий уровень развития античной культуры, и факторы, полагающие этому развитию предел;

·  особенности художественной культуры античности;

·  письменные и вещественные источники информации об античной культуре.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Особенности древнегреческой культуры.