3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: массовая культура, средства выражения массовой культуры, гедонизм, натурализм, социал-дарвенизм, прагматизм, элитарная культура, “чистое искусство”, контркультура.
Студент должен уметь:
· характеризовать особенности “культур в культуре”: массовой, элитарной, контркультуры.
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
· экономические, философские и психологические основы массовой культуры,
· результаты ее влияния на психику, нравственность, эстетические вкусы людей.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Понятие “массовая” культура.
2. Экономические основы массовой культуры.
3. Психологические и философские основы массовой культуры.
4. Элитарная культура.
5. Контркультура.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что такое та “масса”, которая выступает потребителем продукции массовой культуры? Масса и народ - это одно и то же?
2. Почему массовую культуру называют еще “коммерческой культурой”? “Культурой антиусталости”?
3. Согласились бы Вы с утверждением, что массовая культура - это полукультура, даже антикультура?
4. Как давно возникла массовая культура? Каков был путь ее формирования?
5. Почему в современном мире именно США стали своеобразным “эпицентром” распространения массовой культуры?
6. Назовите жанры массовой культуры.
7. Можно ли считать фрейдизм философской основой массовой культуры?
8. Сравните элитарную культуру и контркультуру. В чем их сходство? В чем их различие?
9. Приведите примеры взаимовлияния массовой культуры, элитарной культуры, контркультуры.
10. Скажите, к какому типу культуры можно отнести творчество Пушкина? Есенина? Песни “Метелица”, “Темная ночь”, “Священная война”? Почему Вы так думаете?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Элитарное кино.
2. Рок-музыка.
3. Культурная роль телевидения.
4. “Желтая пресса”.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
3. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. - М., 1995.
4. Ильин И.А. Одинокий художник. - М., 1993.
5. Кризис буржуазной цивилизации и поиски “нового стиля жизни”. - М., 1997.
6. Культурология. ХХ век. - М., 1995.
7. Лисенков А. Рок без грима // Российский ежегодник. - 1989.
8. Макдональд Д. Масскульт и мидкульт // Российский ежегодник. - 1990.
9. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
10. Психоанализ и культура. - М., 1995.
11. Психология масс. - Самара, 1998.
12. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
13. Фоменко А. Выбора нет... // Российский ежегодник. - 1989.
Тема 7. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
1. Введение (актуальность) темы:
Вплоть до недавних времен религия рассматривалась как важнейшая форма духовной культуры. Очень многое можно понять в особенностях художественного творчества и нравственных представлений разных народов, даже в истории науки, только если знать, во что и как верили люди в то или иное время в той или иной стране. Тема “Культура и религия” остается весьма актуальной и в настоящий момент, поскольку многие наши современники именно на пути религиозного возрождения ищут выход из того духовного кризиса, в котором, как они считают, оказалось общество.
2. Цель: Определить место религии в системе культуры.
3. Задачи:
Студент должен знать:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.