Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 6

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: массовая культура, средства выражения массовой культуры, гедонизм, натурализм, социал-дарвенизм, прагматизм, элитарная культура, “чистое искусство”, контркультура.

Студент должен уметь:

·  характеризовать  особенности “культур в культуре”: массовой, элитарной, контркультуры.

Студент должен приобрести навыки и качества:

уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

·  экономические, философские и психологические основы массовой культуры,

·  результаты ее влияния на психику, нравственность, эстетические вкусы людей.

               4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Понятие “массовая” культура.

2.  Экономические основы массовой культуры.

3.  Психологические и философские основы массовой культуры.

4.  Элитарная культура.

5.  Контркультура.        

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что такое та “масса”, которая выступает потребителем продукции массовой культуры? Масса и народ - это одно и то же?

2.  Почему массовую культуру называют еще “коммерческой культурой”? “Культурой антиусталости”?

3.  Согласились бы Вы с утверждением, что массовая культура - это полукультура, даже антикультура?

4.  Как давно возникла массовая культура? Каков был путь ее формирования?

5.  Почему в современном мире именно США стали своеобразным “эпицентром” распространения массовой культуры?

6.  Назовите жанры массовой культуры.

7.  Можно ли считать фрейдизм философской основой массовой культуры?

8.  Сравните элитарную культуру и контркультуру. В чем их сходство? В чем их различие?

9.  Приведите примеры взаимовлияния массовой культуры, элитарной культуры, контркультуры.

10. Скажите, к какому типу культуры можно отнести творчество Пушкина? Есенина? Песни “Метелица”, “Темная ночь”, “Священная война”? Почему Вы так думаете?

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Элитарное кино.

2.  Рок-музыка.

3.  Культурная роль телевидения.

4.  “Желтая пресса”.

               7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

2.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

3.  Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. - М., 1995.

4.  Ильин И.А. Одинокий художник. - М., 1993.

5.  Кризис буржуазной цивилизации и поиски “нового стиля жизни”. - М., 1997.

6.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.

7.  Лисенков А. Рок без грима // Российский ежегодник. - 1989.

8.  Макдональд Д. Масскульт и мидкульт // Российский ежегодник. - 1990.

9.  Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

10. Психоанализ и культура. - М., 1995.

11. Психология масс. - Самара, 1998.

12. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

13. Фоменко А. Выбора нет... // Российский ежегодник. - 1989.

Тема 7. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

1. Введение  (актуальность) темы:

Вплоть до недавних времен религия рассматривалась как важнейшая форма духовной культуры. Очень многое можно понять в особенностях художественного творчества и нравственных представлений разных народов, даже в истории науки, только если знать, во что и как верили люди в то или иное время в той или иной стране. Тема “Культура и религия” остается весьма актуальной и в настоящий момент, поскольку многие наши современники именно на пути религиозного возрождения ищут выход из того духовного кризиса, в котором, как они считают, оказалось общество.

2. Цель: Определить место религии в системе культуры.

3. Задачи:

Студент должен знать: