Современный период в истории европейской культуры можно было бы обозначить как период катастрофического мышления. С начала ХХ века чувство наступления некоего апокалипсиса стало достоянием массового сознания европейцев. Идея кризиса культуры прочно поселилась в европейской научной и художественной традициях. И наш курс - тема за темой - подбирался к “проклятым вопросам”, которые тревожат ум и совесть каждого действительно культурного человека: Верным ли путем развивалась европейская культура? Какое ее ждет будущее?..
2. Цель: Уяснить всю глубину проблем, с которыми столкнулась современная европейская культура.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: экологическая культура, экология, сциентизм, антисциетизм, отчуждение человека, постмодернизм;
Студент должен уметь характеризовать:
· основные подходы к определению сущности и причин кризиса европейской культуры;
· экологическую культуру, ее роль в современном “диалоге культур”;
· культурную значимость идеи социального равенства;
· ситуацию отчуждения человека от культуры;
· ситуацию постмодерна в духовной культуре;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать новейшие течения в современной художественной культуре.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Технический прогресс и культура.
2. Экологическая культура.
3. Социальное равенство как ценность современной культуры.
4. Проблема отчуждения человека от культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Переход культуры в цивилизацию сопровождается кризисом. Кто автор (или авторы) этой идеи? Как объясняется в этой теории закономерность такого процесса, и в чем усматривается в ней проявление культурного кризиса?
2. “...культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...” Объясните и прокомментируйте эти слова К.Маркса.
3. Можно ли согласиться со словами М.Борна: “Наука и техника разрушили этический фундамент цивилизации”?
4. “Как бы мы не избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить стиль жизни и старую траекторию прогресса можно, лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой возникла наша цивилизация. ...Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа”. Согласились бы Вы с этим утверждением российского ученого С.Кара-Мурзы?
5. На сколько это возможно и необходимо - положить предел научно-техническому прогрессу?
6. Несет ли христианство ответственность... за глобальный экологический кризис?
7. Тождественны ли понятия “экологическая культура” и “экология культуры”?
8. Правы ли те мыслители (например, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет и др.), которые утверждали, что идея равенства людей играет в истории чрезвычайно антикультурную роль?
9. Что имеют в виду, когда говорят о “цивилизованном варварстве” современного общества?
10. В чем сущность и значение “диалога культур”?
11. Что такое постмодернизм?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Деятельность Римского клуба.
2. Экологическое сознание Запада и Востока.
3. Нравственное измерение научного прогресса.
4. И.Ильин о кризисе культуры.
5. Й.Хейзинга о кризисе культуры.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
2. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.
3. Кора-Мурза С. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. - 1990. - № 9.
4. Культурология. ХХ век. - М., 1995.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.