Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 17

Современный период в истории европейской культуры можно было бы обозначить как период катастрофического мышления. С начала ХХ века чувство наступления некоего апокалипсиса стало достоянием массового сознания европейцев. Идея кризиса культуры прочно поселилась в европейской научной и художественной традициях. И наш курс - тема за темой - подбирался к “проклятым вопросам”, которые тревожат ум и совесть каждого действительно культурного человека: Верным ли путем развивалась европейская культура? Какое ее ждет будущее?..

               2. Цель: Уяснить всю глубину проблем, с которыми столкнулась современная европейская культура.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: экологическая культура, экология, сциентизм, антисциетизм, отчуждение человека, постмодернизм;

Студент должен уметь характеризовать:

·  основные подходы к определению сущности и причин кризиса европейской культуры;

·  экологическую культуру, ее роль в современном “диалоге культур”;

·  культурную значимость идеи социального равенства;

·  ситуацию отчуждения человека от культуры;

·  ситуацию постмодерна в духовной культуре;

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать новейшие течения в современной художественной культуре.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Технический прогресс и культура.

2.  Экологическая культура.

3.  Социальное равенство как ценность современной культуры.

4.  Проблема отчуждения человека от культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Переход культуры в цивилизацию сопровождается кризисом. Кто автор  (или авторы) этой идеи? Как объясняется в этой теории закономерность такого процесса, и в чем усматривается в ней проявление культурного кризиса?

2.   “...культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...” Объясните и прокомментируйте эти слова К.Маркса.

3.  Можно ли согласиться со словами М.Борна: “Наука и техника разрушили этический фундамент цивилизации”?

4.  “Как бы мы не избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить стиль жизни и старую траекторию прогресса можно, лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой возникла наша цивилизация. ...Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа”. Согласились бы Вы с этим утверждением российского ученого С.Кара-Мурзы?

5.  На сколько это возможно и необходимо - положить предел научно-техническому прогрессу?

6.  Несет ли христианство ответственность... за глобальный экологический кризис?

7.  Тождественны ли понятия “экологическая культура” и “экология культуры”?

8.  Правы ли те мыслители (например, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет и др.), которые утверждали, что идея равенства людей играет в истории чрезвычайно антикультурную роль?

9.  Что имеют в виду, когда говорят о “цивилизованном варварстве” современного общества?

10. В чем сущность и значение “диалога культур”?

11. Что такое постмодернизм?

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Деятельность Римского клуба.

2.  Экологическое сознание Запада и Востока.

3.  Нравственное измерение научного прогресса.

4.  И.Ильин о кризисе культуры.

5.  Й.Хейзинга о кризисе культуры.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

2.  Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

3.  Кора-Мурза С. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. - 1990. - № 9.

4.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.