Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 14

·  важнейшие достижения ренессанской культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей культуры Возрождения;

·  такие понятия, как: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, великие географические открытия, пантеизм.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные этапы и региональные особенности в развитии культуры Возрождения,

·  гуманизм как ценностную основу культуры Возрождения,

·  место и роль культуры Возрождения в истории культуры мировой.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

·  особенности художественной культуры Возрождения,

·  письменные и вещественные источники информации о культуре Возрождения.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Возрождение как историко-культурная эпоха.

2.  Итальянский Ренессанс.

3.  Северное Возрождение.

               5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Объясните название периода в истории Европы (и европейской культуры) - эпоха Возрождения.

2.  В чем выражался переходный характер эпохи Возрождения?

3.  Объясните и сам факт возникновения культуры Возрождения, и то, что впервые она появилась в Италии.

4.  Как соотносятся возрожденческий гуманизм и господствовавшая в средневековой Европе христианская традиция? Наблюдается ли в данном случае какая-либо преемственность?

5.  Время расцвета возрожденческой культуры в Италии - это время резкого падения нравов (широко распространились проституция, гомосексуализм, политическая и бытовая жестокость, наблюдалось чуть ли не повальное увлечение оккультизмом...). Случайно ли это совпадение?

6.  Сравните изобразительное искусство Возрождения - а) со средневековым; б) с античным.

7.  Назовите художников, архитекторов и литераторов - представителей Итальянского Возрождения. Вспомните названия главных их произведений.

8.  В чем своеобразие Северного Возрождения по сравнению с Итальянским?

9.  Назовите художников и литераторов - представителей Северного Возрождения. Вспомните названия их произведений.

10. Какие новые музыкальные жанры появились в эпоху Возрождения?

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Связь науки и искусства в эпоху Возрождения.

2.  “Охота на ведьм” в возрожденческой Европе.

3.  Творчество И.Босха.

4.  Творчество Ф.Рабле.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.

4.  Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.

Дополнительная:

1.  Баткин И.М. Данте и его время. - М., 1965.

2.  Баткин И.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

3.  Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

4.  Брагина Л.Н. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М., 1977.

5.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

6.  Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. - М., 1979.

7.  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

8.  Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.

Тема 14. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И НОВОЕ ВРЕМЯ 

1. Введение (актуальность) темы:

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений (иначе - переход от традиционного общества к индустриальному) обусловили основные доминанты культуры XVII-XVIII вв. Особое место в истории занимает XVIII век - “век разума”, “эпоха Просвещения”. Наблюдавшийся в это время бурный расцвет знания, основанного на опыте, стремление в рамках одной философской системы объяснить все стороны окружающего мира усилили прямое воздействие науки и философии на литературу, искусство вообще. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.