· важнейшие достижения ренессанской культуры;
· имена наиболее выдающихся деятелей культуры Возрождения;
· такие понятия, как: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, великие географические открытия, пантеизм.
Студент должен уметь:
· характеризовать основные этапы и региональные особенности в развитии культуры Возрождения,
· гуманизм как ценностную основу культуры Возрождения,
· место и роль культуры Возрождения в истории культуры мировой.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
· особенности художественной культуры Возрождения,
· письменные и вещественные источники информации о культуре Возрождения.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Возрождение как историко-культурная эпоха.
2. Итальянский Ренессанс.
3. Северное Возрождение.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Объясните название периода в истории Европы (и европейской культуры) - эпоха Возрождения.
2. В чем выражался переходный характер эпохи Возрождения?
3. Объясните и сам факт возникновения культуры Возрождения, и то, что впервые она появилась в Италии.
4. Как соотносятся возрожденческий гуманизм и господствовавшая в средневековой Европе христианская традиция? Наблюдается ли в данном случае какая-либо преемственность?
5. Время расцвета возрожденческой культуры в Италии - это время резкого падения нравов (широко распространились проституция, гомосексуализм, политическая и бытовая жестокость, наблюдалось чуть ли не повальное увлечение оккультизмом...). Случайно ли это совпадение?
6. Сравните изобразительное искусство Возрождения - а) со средневековым; б) с античным.
7. Назовите художников, архитекторов и литераторов - представителей Итальянского Возрождения. Вспомните названия главных их произведений.
8. В чем своеобразие Северного Возрождения по сравнению с Итальянским?
9. Назовите художников и литераторов - представителей Северного Возрождения. Вспомните названия их произведений.
10. Какие новые музыкальные жанры появились в эпоху Возрождения?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Связь науки и искусства в эпоху Возрождения.
2. “Охота на ведьм” в возрожденческой Европе.
3. Творчество И.Босха.
4. Творчество Ф.Рабле.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.
4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.
Дополнительная:
1. Баткин И.М. Данте и его время. - М., 1965.
2. Баткин И.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
4. Брагина Л.Н. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М., 1977.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.
6. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. - М., 1979.
7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
8. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.
Тема 14. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И НОВОЕ ВРЕМЯ
1. Введение (актуальность) темы:
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений (иначе - переход от традиционного общества к индустриальному) обусловили основные доминанты культуры XVII-XVIII вв. Особое место в истории занимает XVIII век - “век разума”, “эпоха Просвещения”. Наблюдавшийся в это время бурный расцвет знания, основанного на опыте, стремление в рамках одной философской системы объяснить все стороны окружающего мира усилили прямое воздействие науки и философии на литературу, искусство вообще. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.