5. Лапин А. Наука и природа // Наш современник. - 1991. - № 8.
6. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
7. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
8. Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973.
9. Тоффлер А. Столкновение с будущим // Иностранная литература. - 1972. - № 3.
10. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
11. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
Тема 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА
1. Введение (актуальность) темы:
Культурно-историческое развитие России проходило особым путем, во многом отличающейся от западноевропейского. Многие мыслители (не только русские) видели и видят в этом особом русском пути великую альтернативу тому цивилизационному тупику, в который, как им кажется, зашел западный мир, - альтернативу, спасительную для человечества. Даже если это и не так, не может не удивить то многообразие достижений, которым обогатил мировую культуру народ, находившийся в достаточно сложных природных и социально-исторических условиях. Русская культура интересна нам и потому, что это культура, родственная белорусской; С русским народом белорусы взаимодействовали на протяжении сотен лет своей истории и сейчас пытаются строить с ним государственный союз.
2. Цель: Определить характерные черты русской культуры и ее место в истории мировой культуры.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· важнейшие достижения русской культуры;
· имена наиболее выдающихся деятелей русской культуры;
· такие понятия, как: славянофильство, западничество, евразийство, “русская идея”, концепция “Москва - Третий Рим”, “серебряный век” русской культуры, культурная революция, диссидентство;
Студент должен уметь характеризовать:
· основные этапы в истории русской культуры;
· русский культурный архетип;
· факторы, влиявшие на развитие русской культуры;
· вклад русской в сокровищницу мировой культуры;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать особенности художественной культуры России.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Социально-исторические условия формирования русской культуры.
2. Система ценностей русской культуры.
3. Этапы развития русской культуры.
4. Искусство в системе русской культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Каким культурным влияниям подверглись предки современных русских в средневековый период своей истории?
2. Как влияли на развитие русской культуры природно-климатические и социально-политические условия ее формирования?
3. Согласились бы Вы со словами Ф.Достоевского: “Быть русским - значит быть православным”? Какую роль в истории русской культуры сыграло православие?
4. Получила ли и в России распространение культура Возрождения?
5. Какое значение для развития русской культуры имели реформы Петра I?
6. Какой период в истории русской культуры получил название “серебряного века”? Чем он был знаменателен?
7. Можно ли утверждать, что в истории существовала уникальная Русская цивилизация, обособленная от западноевропейской? Какие мыслители разрабатывали эту идею?
8. Советский период в истории русской культуры - это продолжение или обрыв ее традиций? ее вершина или страшный провал?
9. Назовите имена выдающихся деятелей дореволюционной русской культуры: а) писателей и поэтов; б) художников и архитекторов; в) композиторов, певцов и актеров; г) ученых и философов.
10. Назовите имена выдающихся деятелей советской культуры.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Славянофилы о самобытности России.
2. Евразийская концепция истории России.
3. П.Чаадаев о России.
4. Русская иконопись.
5. “Серебряный век” русской культуры.
6. “Властители дум” советской интеллигенции периода “застоя”.
7. Литература:
Основная:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.