Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 18

5.  Лапин А. Наука и природа // Наш современник. - 1991. - № 8.

6.  Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

7.  Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

8.  Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973.

9.  Тоффлер А. Столкновение с будущим // Иностранная литература. - 1972. - № 3.

10. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

11. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

Тема 17. РУССКАЯ КУЛЬТУРА

1. Введение (актуальность) темы:

Культурно-историческое развитие России проходило особым путем, во многом отличающейся от западноевропейского. Многие мыслители (не только русские) видели и видят в этом особом русском пути великую альтернативу тому цивилизационному тупику, в который, как им кажется, зашел западный мир, - альтернативу, спасительную для человечества. Даже если это и не так, не может не удивить то многообразие достижений, которым обогатил мировую культуру народ, находившийся в достаточно сложных природных и социально-исторических условиях. Русская культура интересна нам и потому, что это культура, родственная белорусской; С русским народом белорусы взаимодействовали на протяжении сотен лет своей истории и сейчас пытаются строить с ним государственный союз.

2. Цель: Определить характерные черты русской культуры и ее место в истории мировой культуры.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  важнейшие достижения русской культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей русской культуры;

·  такие понятия, как: славянофильство, западничество, евразийство, “русская идея”, концепция “Москва - Третий Рим”, “серебряный век” русской культуры, культурная революция, диссидентство;

Студент должен уметь характеризовать:

·  основные этапы в истории русской культуры;

·  русский культурный архетип;

·  факторы, влиявшие на развитие русской культуры;

·  вклад русской в сокровищницу мировой культуры;

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать особенности художественной культуры России.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Социально-исторические условия формирования русской культуры.

2.  Система ценностей русской культуры.

3.  Этапы развития русской культуры.

4.  Искусство в системе русской культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Каким культурным влияниям подверглись предки современных русских в средневековый период своей истории?

2.  Как влияли на развитие русской культуры природно-климатические и социально-политические условия ее формирования?

3.  Согласились бы Вы со словами Ф.Достоевского: “Быть русским - значит быть православным”? Какую роль в истории русской культуры сыграло православие?

4.  Получила ли и в России распространение культура Возрождения?

5.  Какое значение для развития русской культуры имели реформы Петра I?

6.  Какой период в истории русской культуры получил название “серебряного века”? Чем он был знаменателен?

7.  Можно ли утверждать, что в истории существовала уникальная Русская цивилизация, обособленная от западноевропейской? Какие мыслители разрабатывали эту идею?

8.  Советский период в истории русской культуры - это продолжение или обрыв ее традиций? ее вершина или страшный провал?

9.  Назовите имена выдающихся деятелей дореволюционной русской культуры: а) писателей и поэтов; б) художников и архитекторов; в) композиторов, певцов и актеров; г) ученых и философов.

10. Назовите имена выдающихся деятелей советской культуры.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Славянофилы о самобытности России.

2.  Евразийская концепция истории России.

3.  П.Чаадаев о России.

4.  Русская иконопись.

5.  “Серебряный век” русской культуры.

6.  “Властители дум” советской интеллигенции периода “застоя”.

               7. Литература:

               Основная: