3. Задачи:
Студент должен знать:
· имена мыслителей, внесших наиболее выдающийся вклад в развитие культурологии;
· такие понятия, как: научная школа, концепция, моральный закон И.Канта, “эволюция Духа” Г.Гегеля, теория “вызов-ответ” А.Тойнби, доктрина “благоговения перед жизнью” А.Швейцера, типология культуры О.Шпенглера, культурно-исторические типы Н.Данилевского, типология культуры П.Сорокина, фрейдизм, “коллективное бессознательное” К.Юнга, ноосфера, элитарная культура Х.Ортеги-и-Гассета, семиотика, “структура” К.Леви-Стросса, концепция “игровой культуры” Й.Хейзинга.
Студент должен уметь:
· характеризовать особенности основных культурологических школ, их сильные и слабые стороны;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать важнейшие и наиболее дискуссионные проблемы культурологии.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Общественно-историческая школа.
2. Натуралистическая школа.
3. Социологическая школа.
4. Символическая школа.
5. Концепции типологии культуры.
6. Концепции игровой культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Кто и почему считается “крестным отцом” культурологии?
2. В чем сходство и различие взглядов на культуру О.Шпенглера и А.Тоинби?
3. Представителей каких наук объединяет натуралистическая школа и в чем состоят ее основные особенности?
4. Как рассматривали культуру З.Фрейд и К.Юнг, и в чем обнаруживается сходство и различие их взглядов?
5. К какой школе следует отнести Б.Малиновского и в чем суть его взглядов на культуру?
6. В чем видели истоки культуры представители социологической школы?
7. Какие типы культуры выделял П.С.Сорокин?
8. Какие культурологические идеи выдвинули М.Вебер и Т.Парсонс? К какой школе их можно отнести?
9. Как Вы понимаете выражение “символическая Вселенная” и кто его использовал?
10. В чем суть взглядов К.Леви-Стросса на примитивные культуры и на роль мифов в истории человечества?
11. Как соотносятся культура и игра в концепциях Й.Хейзинги и его единомышленников?
6. Задания для самостоятельной подготовки и УИРС:
1. Философия Гегеля как теория культуры.
2. Доктрина “благоговения перед жизнью” А.Швейцера.
3. Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского.
4. Человек и культура в философии Н.Бердяева.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
5. Культурология. ХХ век. - М., 1995.
6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1993.
7. Новейший философский словарь. - Мн., 1999.
8. Психоанализ и культура. - М., 1995.
9. Современная западная философия. - М., 1991.
10. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
12. Тойнби А. Постижения истории. - М., 1991.
13. Философия культуры. - СПб., 1998.
14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.
15. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
16. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
17. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
18. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.
Тема 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1. Введение (актуальность) темы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.