Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 2

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  имена мыслителей, внесших наиболее выдающийся вклад в развитие культурологии;

·  такие понятия, как: научная школа, концепция, моральный закон И.Канта, “эволюция Духа” Г.Гегеля, теория “вызов-ответ” А.Тойнби, доктрина “благоговения перед жизнью” А.Швейцера, типология культуры О.Шпенглера, культурно-исторические типы Н.Данилевского, типология культуры П.Сорокина, фрейдизм, “коллективное бессознательное” К.Юнга, ноосфера, элитарная культура Х.Ортеги-и-Гассета, семиотика, “структура” К.Леви-Стросса, концепция “игровой культуры” Й.Хейзинга.

Студент должен уметь:

·  характеризовать особенности основных культурологических школ, их сильные и слабые стороны;

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать важнейшие и наиболее дискуссионные проблемы культурологии.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Общественно-историческая школа.

2.  Натуралистическая школа.

3.  Социологическая школа.

4.  Символическая школа.

5.  Концепции типологии культуры.

6.  Концепции игровой культуры.

               5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Кто и почему считается “крестным отцом” культурологии?

2.  В чем сходство и различие взглядов на культуру О.Шпенглера и А.Тоинби?

3.  Представителей каких наук объединяет натуралистическая школа и в чем состоят ее основные особенности?

4.  Как рассматривали культуру З.Фрейд и К.Юнг, и в чем обнаруживается сходство и различие их взглядов?

5.  К какой школе следует отнести Б.Малиновского и в чем суть его взглядов на культуру?

6.  В чем видели истоки культуры представители социологической школы?

7.  Какие типы культуры выделял П.С.Сорокин?

8.  Какие культурологические идеи выдвинули М.Вебер и Т.Парсонс? К какой школе их можно отнести?

9.  Как Вы понимаете выражение “символическая Вселенная” и кто его использовал?

10. В чем суть взглядов К.Леви-Стросса на примитивные культуры и на роль мифов в истории человечества?

11. Как соотносятся культура и игра в концепциях Й.Хейзинги и его единомышленников?

               6. Задания для самостоятельной подготовки и УИРС:

1.  Философия Гегеля как теория культуры.

2.  Доктрина “благоговения перед жизнью” А.Швейцера.

3.  Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского.

4.  Человек и культура в философии Н.Бердяева.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

4.  Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

2.  Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

3.  Гуревич П.С.  Философия культуры. - М., 1995.

4.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.

6.  Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1993.

7.  Новейший философский словарь. - Мн., 1999.

8.  Психоанализ и культура. - М., 1995.

9.  Современная западная философия. - М., 1991.

10. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

12. Тойнби А. Постижения истории. - М., 1991.

13. Философия культуры. - СПб.,  1998.

14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

15. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

16. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

17. Шпенглер О. Закат Европы.  - М., 1993.

18. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Тема 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

               1. Введение (актуальность) темы: