Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 3

Знакомство со структурной целостностью культуры позволяет лучше уяснить границы этого феномена, его сущность и функции; большую мировоззренческую важность имеет вопрос об иерархии культурных ценностей, о том, возможна ли она в современной культуре, и, если да, что собой представляет.

2. Цель: Прийти к осознанию многомерности культуры как системы, к пониманию того, что человек есть ее системообразующий фактор.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  смысл и условность подразделения культуры на материальную и духовную;

·  основные элементы материальной и духовной культуры.

Студент должен уметь:

·  характеризовать  структурную целостность культуры,

·  различные типы культурных ценностей.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать важнейшие закономерности существования духовных ценностей.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Структурная целостность культуры.

2.  Важнейшие элементы материальной культуры. География материальной культуры.

3.  Структура и ценности духовной культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Является ли человек артефактом?

2.  В чем проявляется структурная целостность культуры?

3.  Докажите, что деление культуры на материальную и духовную является достаточно условным.

4.  Назовите важнейшие элементы материальной культуры.

5.  Вспомните некоторые локальные особенности материальной культурной.

6.  Назовите основные артефакты духовной культуры.

7.  Что такое духовные ценности? Как их можно классифицировать?

8.  Как бы Вы объяснили слова Л.Толстого: “Плохо, если у человека нет чего-то, за что он готов умереть”?

9.  Какие Вы знаете закономерности существования культурных ценностей?

10. Приведите примеры конфликтов между культурными ценностями, тяжелого выбора человека между ними.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Обычай как нормирующий механизм.

2.  Ограничения религиозного характера в культуре питания.

3.  Иерархия ценностей.

7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

2.  Введение в философию: В 2 ч. - Ч.2. - М., 1990.

3.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

4.  Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

5.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.

6.  Маркарян Э.С. Культура как система // Вопросы философии. - 1984. - № 1.

7.  Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.

8.  Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997

Тема 4. КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

               1. Введение (актуальность) темы:

Для лучшего понимания системной многомерности культуры важно различать в ней диахронный и синхронный планы, т.е. ее историческое развитие и конкретный временной “срез”. В частности, используя подобный подход, можно было бы прояснить довольно сложный и до сих пор еще не получивший окончательного решения в культурологии вопрос о разграничении таких близких, но не тождественных понятий, как “культура”  и “цивилизация”.

2. Цель: Уяснить специфику диахронного и синхронного подхода к культуре.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: периодизация, линейный принцип периодизации, циклический принцип периодизации, формационная и индустриальная теории периодизации, периодизация культуры Т.Л.Кара, преемственность, культурное наследие, синкритизм, архетип, формы преемственности, закон сочетания традиции и творчества, поколение, расово-этническая культурная общность, национально-культурная общность, расизм, этноцентризм, аккультурация, ассимиляция, транскультурация, факторы аккультурации, географический детерминизм, менталитет.