2. Цель:
· определить место и роль эстетики в ряду других наук;
· уяснить своеобразие и важность эстетического способа освоения мира, роль в этом искусства.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: эстетика, идеал, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, шутка, сарказм, юмор, сатира, ирония, содержание искусства, форма искусства, идея, тема, жанр, композиция, художественный образ, стиль в искусстве.
Студент должен уметь:
· характеризовать эстетический взгляд на мир,
· основные категории эстетики;
· виды и функции искусства.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать основные художественные стили.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Предмет эстетики.
2. Природа и сущность эстетического.
3. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.
4. Содержание и форма в искусстве.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Как соотносятся между собой два понятия - “эстетика” и “искусство”?
2. В чем заключается своеобразие эстетического взгляда на мир?
3. Перечислите и охарактеризуйте основные категории эстетики.
4. Какую роль играет искусство в жизни людей?
5. Как взаимодействую искусство и мораль?
6. Что такое художественный образ? Чем он отличается от понятий науки?
7. По каким признакам можно классифицировать искусство?
8. Что такое жанр искусства? Какие жанры Вы знаете?
9. Что такое направление, течение, стиль в искусстве?
10. Наблюдается ли в искусстве прогресс, подобный тому, который имеет место в науке и технике?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Становление эстетики как науки.
2. Этика и эстетика: союз, конфликт или нейтралитет?
3. А.Шопенгауэр (и, или) Ф.Ницше об искусстве.
4. Прогностическая функция искусства.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Борев Ю.В. Эстетика. - М., 1991.
3. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.
3. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. - М.,1971.
4. Зись А.Я. Виды искусства. - М., 1979.
5. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону. 1995.
6. Ильин И.А. Одинокий художник. - М., 1993.
7. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
8. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
9. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
10. Хмара А.В. Теория и история мировой и национальной культуры. - Гомель, 1994.
11. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. - М., 1980.
12. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. - М., 1977.
Тема 6. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
1. Введение (актуальность) темы:
Современная культура весьма разнородна, ее проявления неоднозначны. В ней можно выделить, например, элитарную и массовую культуру, контркультуру. В обществе, стремящемся быть плюралистичным, сосуществуют настолько разные системы ценностей, что само представление о ценностной иерархии, свойственное культуре классического типа, многим начинает казаться устаревшим. В этих условиях, с одной стороны, расширяются возможности для культурного самоопределения индивида, а, с другой стороны, оно становится все более сложным и ответственным делом. Все ли в современной культуре заслуживает уважения? Можно ли говорить о подлинной культуре и подделках под нее? Означает ли плюрализм в культуре всеядность? Обсуждению этих важных вопросов посвящается данная тема.
2. Цель:
· сформировать представление о плюралистическом характере современной культуры и о неоднозначности происходящих в ней процессов;
· содействовать максимально-осознанному и ответственному культурному самоопределению личности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.