Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 7

·  такие понятия, как: религия, культ, атеизм, политеизм, монотеизм, мировая религия, религиозное искусство, культовое искусство, религиозная нравственность;

·  имена видных деятелей культуры - апологетов и критиков религии.

Студент должен уметь:

·  характеризовать важнейшие подходы к определению причин возникновения и сущности религии;

·  функции религии;

·  основные направления критики религии и ее конкретная форма проявления в истории мировой культуры.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать  взаимоотношения религии с другими формами духовной культуры.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Религия - первооснова культуры и социальной стабильности.

2.  Религия среди других сфер культуры.

3.  Критика религии в истории мировой культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что такое религия?

2.  Какие функции религия выполняет в обществе?

3.  Сравните религию и искусство, религию и науку.

4.  Согласились бы Вы с таким утверждением одного из героев книги А.Зиновьева “В преддверии рая”: “Утрата способности к религиозности есть возврат человека к животному, а не прогресс. Конец Бога есть конец Человека. Антирелигиозное общество есть квазичеловеческое общество, а не вершина истории, это - деградация. И ни какие космические полеты не компенсируют ее”?

5.  Есть ли разница между религиозным и культовым искусством?

6.  Согласились бы Вы со словами Ф.Бэкона: “Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к Нему”? Приведите примеры известных ученых, которые одновременно были верующими людьми?

7.  Приведите примеры деятелей искусств, бывших верующими людьми и посвятивших свое творчество в том числе и религиозной тематике.

8.  Назовите имена крупных деятелей культуры, активно участвовавших в критике религии.

9.  Знакомы ли Вы с доводами, которые чаще прочих используются в критике религии?

10. Как Вы думаете, есть будущее у религии?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Психоанализ о религии.

2.  И.Ильин о религии.

3.  Религиозное изуверство и вандализм.

4.  Религиозные темы в творчестве... (автор - по выбору).

7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Введение в религиоведение / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Зиновьев А.А. Евангелие от Ивана // Вопросы философии. - 1992. - № 11.

2.  Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., 1993.

3.  Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

4.  Карпушин И.И. Искусство и религия. - М., 1991.

5.  Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.

6.  Классики мирового религиоведения. - М., 1996.

7.  Кураев А. Школьное богословие. - М, 2000.

8.  Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.

9.  Мистика, религия, наука. - М., 1998.

10. Осипов В. Разум в поисках истины. - М.. 1997.

11. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. - М., 1994.

12. Розанов В.В. Религия и культура. - М., 1990.

13. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону, 1996.

14. Сумерки богов. - М., 1990.

15. Тэнасе А. Культура и религия. - М., 1977.

16. Угренович Д.М. Искусство и религия. - М.. 1982.

17. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1977.

Тема 8. КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ

                                                                          (1 занятие)

               1. Введение (актуальность) темы:

Изучение вопроса о роли религиозных верований в истории мировой культуры надо довести до логического завершения - обратиться к конкретно-историческим формам религии. Изучая их особенности,  сравнивая их между собой, стоит затронуть актуальный и сложный вопрос: действительно ли религии так похожи друг на друга в главном, что их можно и нужно объединять - в интересах мира и культурного прогресса?