Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 4

Студент должен уметь:

·  характеризовать  основные модели периодизации культурного процесса;

·  особенности пространственного распространения и взаимодействия культур.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать механизмы, позволяющие культуре постоянно наращивать свой потенциал.

4. Основные учебные вопросы:

1.  Проблема периодизации.

2.  Типы культурных общностей.

3.  Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.

4.  Преемственность как фактор развития культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Какие Вам известны модели периодизации социокультурной истории человечества?

2.  Что такое преемственность и культурное наследие? Какая между ними существует связь?

3.  Какие особенности имеет преемственность в науке и искусстве?

4.  В чем заключается закон сочетания традиций и творчества? К чему приводит его нарушение? Приведите примеры, подтверждающие Ваш ответ.

5.   Какие основные типы культурных общностей Вы можете назвать?

6.  Что такое географический детерминизм? Какие мыслители развивали идеи географического детерминизма?

7.  В чем заключается разница между ассимиляцией и транскультурацией?

8.  Какие факторы способствуют аккультурации, а какие препятствуют?

9.  Какую роль - положительную или отрицательную - играют в истории процессы аккультурации?

10. Что такое этноцентризм, расизм? Насколько широко они распространены? Насколько серьезную проблему представляют?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Поколение - движущая сила преемственности.

2.  Ментальность как тип культуры.

3.  Этноцентризм.

4.  Структура и динамика этносферы в теории Л.Н.Гумилева.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина.- М., 1997.

5.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.

2.  Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - М., 1967.

3.  Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.

4.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

5.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

6.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.

7.  Леонтьев К.Н. Избранное. - М., 1993.

8.  Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. - М., 1994.

9.  Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М., 1992.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

11. Социодинамика культуры. - М., 1991.

12. Тойнби А. Постижения истории. - М., 1991.

13. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М., 1996.

14. Традиция в истории культуры. - М., 1978.

15. Факторы и механизмы развития культуры. - М., 1998.

16. Философия культуры. - СПб., 1998.

17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - № 1.

18. Ширшов И.Е. Динамика культуры. - Мн., 1980.

19. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Тема 5. ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО

               1. Введение (актуальность) темы:

Важнейшей и достаточно автономной сферой культуры является искусство. Призванное “раскрывать истину в чувственной форме” (Гегель), “способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили” (Р.Кент), “озарять светом глубины человеческой души” (Р.Шуман), искусство играет большую роль в выживании и совершенствовании человечества. Существование искусства подчиняется определенным законам, составляющим предмет особой науки - эстетики. Впрочем, содержание эстетики не исчерпывается изучением искусства, ее границы постепенно раздвигаются. Она начинает изучать всю действительность, потому что освоение человеком мира все больше и больше происходит под эстетическим углом зрения - в стремлении к прекрасному. Образованность современного человека предполагает и знание основных категорий эстетики и принципов художественного освоения мира.