Студент должен уметь:
· характеризовать основные модели периодизации культурного процесса;
· особенности пространственного распространения и взаимодействия культур.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать механизмы, позволяющие культуре постоянно наращивать свой потенциал.
4. Основные учебные вопросы:
1. Проблема периодизации.
2. Типы культурных общностей.
3. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.
4. Преемственность как фактор развития культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Какие Вам известны модели периодизации социокультурной истории человечества?
2. Что такое преемственность и культурное наследие? Какая между ними существует связь?
3. Какие особенности имеет преемственность в науке и искусстве?
4. В чем заключается закон сочетания традиций и творчества? К чему приводит его нарушение? Приведите примеры, подтверждающие Ваш ответ.
5. Какие основные типы культурных общностей Вы можете назвать?
6. Что такое географический детерминизм? Какие мыслители развивали идеи географического детерминизма?
7. В чем заключается разница между ассимиляцией и транскультурацией?
8. Какие факторы способствуют аккультурации, а какие препятствуют?
9. Какую роль - положительную или отрицательную - играют в истории процессы аккультурации?
10. Что такое этноцентризм, расизм? Насколько широко они распространены? Насколько серьезную проблему представляют?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Поколение - движущая сила преемственности.
2. Ментальность как тип культуры.
3. Этноцентризм.
4. Структура и динамика этносферы в теории Л.Н.Гумилева.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
4. Культурология / Под ред. А.А.Радугина.- М., 1997.
5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М., 1996.
2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - М., 1967.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
6. Культурология. ХХ век. - М., 1995.
7. Леонтьев К.Н. Избранное. - М., 1993.
8. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. - М., 1994.
9. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М., 1992.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
11. Социодинамика культуры. - М., 1991.
12. Тойнби А. Постижения истории. - М., 1991.
13. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М., 1996.
14. Традиция в истории культуры. - М., 1978.
15. Факторы и механизмы развития культуры. - М., 1998.
16. Философия культуры. - СПб., 1998.
17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - № 1.
18. Ширшов И.Е. Динамика культуры. - Мн., 1980.
19. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Тема 5. ЭСТЕТИКА И ИСКУССТВО
1. Введение (актуальность) темы:
Важнейшей и достаточно автономной сферой культуры является искусство. Призванное “раскрывать истину в чувственной форме” (Гегель), “способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили” (Р.Кент), “озарять светом глубины человеческой души” (Р.Шуман), искусство играет большую роль в выживании и совершенствовании человечества. Существование искусства подчиняется определенным законам, составляющим предмет особой науки - эстетики. Впрочем, содержание эстетики не исчерпывается изучением искусства, ее границы постепенно раздвигаются. Она начинает изучать всю действительность, потому что освоение человеком мира все больше и больше происходит под эстетическим углом зрения - в стремлении к прекрасному. Образованность современного человека предполагает и знание основных категорий эстетики и принципов художественного освоения мира.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.