5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Чем было вызвано начало культурогенеза?
2. Попробуйте объяснить происхождение тотемизма, фетишизма, анимизма, магии.
3. Что есть душа в представлении анимиста? Какое значение анимизм придает тени и дыханию?
4. Что Вы знаете о погребальных обрядах древности?
5. Можно ли согласиться с Дж.Фрэзером, считавшим, что магия - это своеобразная первобытная наука.
6. Какую роль в жизни первобытного общества играл обычай табуирования? Приведите примеры табу.
7. Приведите примеры того, что фрагменты древних религиозных верований присутствуют в жизни наших современников.
8. Что такое миф? Какие функции он выполнял в первобытном обществе? Объясните, почему и в наше время рождаются мифы.
9. Назовите главные особенности первобытного искусства.
10. Из каких источников мы черпаем наши знания о первобытной культуре?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Виды магии.
2. Шаманизм.
3. Обряды инициации.
4. Древние мифы о происхождении мира и человека.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. - М., 1996.
3. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.
Дополнительная:
1. Басилов В.Н. Избранники духов. - М., 1984.
2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - М., 1980.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.
4. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.
7. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.
8. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995
9. Мистика. Религия. Наука. - М., 1998.
10. Окладников А.П. Утро искусства. - Л., 1967.
11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.
12. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.
13. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1982.
14. Фрэйзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.
15. Шерстобитов В. У истоков искусства. - М., 1971.
Тема 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1. Введение (актуальность) темы:
Цивилизация Древнего Египта - одна из первых цивилизаций, возникших на планете, и на ее примере чрезвычайно удобно и интересно изучать закономерности цивилизационного становления и развития. Древнеегипетская культура поражает обилием своих достижений - в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, медицине, астрономии и т.д. - многие из которых были заимствованы другими, в т.ч. и европейскими народами, вошли в “золотой фонд” мировой культуры.
2. Цель: Осознать своеобразие древнеегипетской культуры и ее важный вклад в мировую культуру.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: календарь, мумия, саркофаг, фараон, канон, пирамида, колонна, гипостиль, рельеф, архитектурный ансамбль, декоративность, лабиринт, загробное воздаяние, египетская “Книга мертвых”;
· важнейшие достижения древних египтян в области науки и искусства;
Студент должен уметь:
· характеризовать факторы, обусловившие раннее возникновение цивилизации Древнего Египта, оригинальность и многообразие ее культурных достижений,
· своеобразие религиозных верований др. египтян, их взаимосвязь с другими сферами культуры Др. Египта;
· основные направления влияния древнеегипетской культуры на культуры других народов.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать письменные и вещественные источники информации о культуре Др. Египта.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Литература, просвещение и наука в Древнем Египте.
2. Древнеегипетская мифология и религия.
3. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.