Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 10

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Чем было вызвано начало культурогенеза?

2.  Попробуйте объяснить происхождение тотемизма, фетишизма, анимизма, магии.

3.  Что есть душа в представлении анимиста? Какое значение анимизм придает тени и дыханию?

4.  Что Вы знаете о погребальных обрядах древности?

5.  Можно ли согласиться с Дж.Фрэзером, считавшим, что магия - это своеобразная первобытная наука.

6.  Какую роль в жизни первобытного общества играл обычай табуирования? Приведите примеры табу.

7.  Приведите примеры того, что фрагменты древних религиозных верований присутствуют в жизни наших современников.

8.  Что такое миф? Какие функции он выполнял в первобытном обществе? Объясните, почему и в наше время рождаются мифы.

9.  Назовите главные особенности первобытного искусства.

10. Из каких источников мы черпаем наши знания о первобытной культуре?

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Виды магии.

2.  Шаманизм.

3.  Обряды инициации.

4.  Древние мифы о происхождении мира и человека.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. - М., 1996.

3.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

4.  Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.

Дополнительная:

1.  Басилов В.Н. Избранники духов. - М., 1984.

2.  Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - М., 1980.

3.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

4.  Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

5.  Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

6.  Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.

7.  Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.

8.  Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995

9.  Мистика. Религия. Наука. - М., 1998.

10. Окладников А.П. Утро искусства. - Л., 1967.

11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

12. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

13. Угринович Д.М. Искусство и религия. - М., 1982.

14. Фрэйзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.

15. Шерстобитов В. У истоков искусства. - М., 1971.

Тема 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1. Введение (актуальность) темы:

Цивилизация Древнего Египта - одна из первых цивилизаций, возникших на планете, и на ее примере чрезвычайно удобно и интересно изучать закономерности цивилизационного становления и развития. Древнеегипетская культура поражает обилием своих достижений - в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, медицине, астрономии и т.д. - многие из которых были заимствованы другими, в т.ч. и европейскими народами, вошли в “золотой фонд” мировой культуры.

2. Цель: Осознать своеобразие древнеегипетской культуры и ее важный вклад в мировую культуру.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: календарь, мумия, саркофаг, фараон, канон, пирамида, колонна, гипостиль, рельеф, архитектурный ансамбль, декоративность, лабиринт, загробное воздаяние, египетская “Книга мертвых”;

·  важнейшие достижения древних египтян в области науки и искусства;

Студент должен уметь:

·  характеризовать        факторы, обусловившие раннее возникновение цивилизации Древнего Египта, оригинальность и многообразие ее культурных достижений,

·  своеобразие религиозных верований др. египтян, их взаимосвязь с другими сферами культуры Др. Египта;

·  основные направления влияния древнеегипетской культуры на культуры других народов.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать письменные и вещественные источники информации о культуре Др. Египта.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Литература, просвещение и наука в Древнем Египте.

2.  Древнеегипетская мифология и религия.

3.  Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.