2. Цель: Определить место и роль эпохи Просвещения в культурном развитии Европы, всего человечества.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· стилевые и жанровые особенности искусства XVII-XVIII вв.;
· имена и произведения наиболее выдающихся деятелей культуры этого периода;
· такие понятия, как: барокко, рококо, эпоха Просвещения, утопизм, классицизм, сентиментализм, романтизм, иерархия жанров.
Студент должен уметь:
· характеризовать универсализм творческих и жизненных интересов мыслителей эпохи Просвещения.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать основные доминанты культуры XVII-XVIII вв.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Западноевропейское искусство XVII - первой половины XVIII вв.
2. Основные доминанты культуры европейского Просвещения.
3. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII века.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Сравните художественные стили: а) барокко и рококо; б) барокко и классицизм.
2. Назовите имена художников - представителей стиля а) барокко; б) классицизма; в) романтизма. Назовите также имена архитекторов, писателей и поэтов, композиторов.
3. Объясните название периода в истории Европы (и европейской культуры) - эпоха Просвещения.
4. Какая страна в XVIII веке становится гегемоном духовной жизни Европы? Попробуйте объяснить, почему.
5. Зримым воплощением эстетических и этических идеалов эпохи Просвещения культурологи называют ...сады и парки. Объясните и прокомментируйте эту точку зрения.
6. Какое место в истории европейской культуры занимают “Энциклопедия искусств, наук и ремесел”?
7. Сравните эстетические и социально-этические воззрения французских просветителей и гуманистов эпохи Возрождения. Наблюдаете ли Вы здесь какую-либо преемственность?
8. Почему XVIII век называют “золотым веком театра”?
9. Творчество каких композиторов можно считать вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения? Назовите их наиболее известные произведения.
10. Какое влияние на развитие европейской культуры оказали: а) масонство; б) события Великой французской революции?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Творчество Х.Рембрандта.
2. Архитектура барокко.
3. Музыка А.Вивальди.
4. Творчество маркиза де Сада.
5. Европейский утопический роман XVI-XVIII веков.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Культурология. История и теория культуры / Под ред. В.И.Добрыниной. - М., 1993.
4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.
Дополнительная:
1. Век Просвещения. - М.-Париж, 1970.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1989.
3. Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. - М., 1988.
4. Исторический лексикон. XVIII век. - М., 1996.
5. Культура эпохи Просвещения. - М., 1993.
6. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. - М., 1983.
7. Сосновский А.В. Лики любви. Очерки истории половой морали. - М., 1992.
8. Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.
Тема 15. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
ХХ ВЕКА
1. Введение (актуальность) темы:
В XIX в. в основном завершился процесс трансформации европейской цивилизации - ее переход к типу индустриального общества; выявился противоречивый, проблематичный характер ее достижений. Раньше своих современников и соотечественников на “зияющие высоты” новоевропейской истории поднимаются представители культурной элиты... Все более интенсивными, многообразными и драматическими становятся процессы, происходящие в духовной культуре Западной Европы: рождаются новые жанры и стили, порой вызывая активное неприятие массовой публики; не только философия, но и искусство страстно решает “проклятые вопросы” человеческого существования в новых условиях; все сложнее бывает личности совершить акт культурного самоопределения... Многие тенденции в культурном развитии Западной Европы, наметившиеся в тот период, до сих пор сохраняют свою актуальность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.