· характеризовать основные этапы в развитии культуры Западной Европы в средние века;
· средневековую культуру Западной Европы с позиций многомерности;
· средневековую культуру Западной Европы через призму антропокультурологического подхода;
· христианство как духовный стержень европейской культуры.
· место и роль средневековой европейской культуры в истории культуры мировой.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
· особенности средневековой художественной культуры;
· письменные и вещественные источники информации о средневековой культуре.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Роль церкви в средневековой культуре.
3. Научная культура в средние века.
4. Художественная культура средневековой Европы.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Назовите особенности средневековой культуры - в сравнении с античной.
2. Охарактеризуйте основные периоды в истории средневековой культуры.
3. Что такое “каролингское Возрождение”?
4. Какое влияние на развитие средневековой культуры оказали: а) крестовые походы; б) борьба католической церкви с ересями?
5. Удалось ли христианству полностью вытеснить языческие верования и обычаи из жизни средневековых европейцев?
6. Чему и как обучали в средневековых школах?
7. Какую роль в истории науки сыграла средневековая схоластика? А алхимия?
8. Сравните романский и готический художественные стили.
9. Был ли похож средневековый театр на античный?
10. Гуманисты эпохи Возрождения, следующего большого периода в истории европейской культуры, называли средние века “темными веками”, считали их временем, неблагоприятным для развития культуры. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Первые университеты.
2. Средневековая поэзия.
3. Оккультные “науки” средних веков.
4. Фома Аквинский - “ангельский доктор”.
5. Средневековая католическая мистика.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.
4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.
Дополнительная:
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.
4. Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994.
5. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980.
6. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М.-Клин, 1995 (глава “Церковь и рождение научной традиции”).
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
8. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.
9. Парнов Е.И. Трон Люцифера. - М., 1985.
10. Культура и искусство средневекового города. - М., 1984.
11. Хейзинга И. Осень средневековья. - М., 1988.
12. Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.
Тема 13. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Введение (актуальность) темы:
Эпоха Возрождения в истории европейской культуры интересна прежде всего тем, что она знаменует Важный перелом в развитии европейской цивилизации: переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Центральную основу возрожденческой (ренессанской) культуры составили идеи гуманизма - и ими продолжает вдохновляться современная нам высокая культура. Эпоха Возрождения поражает обилием талантов-универсалов, творчество которых до сих пор имеет эталонный характер.
2. Цель: Определить характерные черты ренессанской культуры и ее значение для развития культуры Европы и всего человечества.
3. Задачи:
Студент должен знать:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.