Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 13

·  характеризовать основные этапы в развитии культуры Западной Европы в средние века;

·  средневековую культуру Западной Европы с позиций многомерности;

·  средневековую культуру Западной Европы через призму антропокультурологического подхода;

·  христианство как духовный стержень европейской культуры.

·  место и роль средневековой европейской культуры в истории культуры мировой.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

·  особенности средневековой художественной культуры;

·  письменные и вещественные источники информации о средневековой культуре.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Периодизация средневековой культуры.

2.  Роль церкви в средневековой культуре.

3.  Научная культура в средние века.

4.  Художественная культура средневековой Европы.

               5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Назовите особенности средневековой культуры - в сравнении с античной.

2.  Охарактеризуйте основные периоды в истории средневековой культуры.

3.  Что такое “каролингское Возрождение”?

4.  Какое влияние на развитие средневековой культуры оказали: а) крестовые походы; б) борьба католической церкви с ересями?

5.  Удалось ли христианству полностью вытеснить языческие верования и обычаи из жизни средневековых европейцев?

6.  Чему и как обучали в средневековых школах?

7.  Какую роль в истории науки сыграла средневековая схоластика? А алхимия?

8.  Сравните романский и готический художественные стили.

9.  Был ли похож средневековый театр на античный?

10. Гуманисты эпохи Возрождения, следующего большого периода в истории европейской культуры, называли средние века “темными веками”, считали их временем, неблагоприятным для развития культуры. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

               6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Первые университеты.

2.  Средневековая поэзия.

3.  Оккультные “науки” средних веков.

4.  Фома Аквинский - “ангельский доктор”.

5.  Средневековая католическая мистика.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.

4.  Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 1995.

Дополнительная:

1.  Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

2.  Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

3.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

4.  Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994.

5.  Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980.

6.  Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М.-Клин, 1995 (глава “Церковь и рождение научной традиции”).

7.  Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

8.  Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.

9.  Парнов Е.И. Трон Люцифера. - М., 1985.

10. Культура и искусство средневекового города. - М., 1984.

11. Хейзинга И. Осень средневековья. - М., 1988.

12. Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.

Тема 13. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

               1. Введение (актуальность) темы:

Эпоха Возрождения в истории европейской культуры интересна прежде всего тем, что она знаменует Важный перелом в развитии европейской цивилизации: переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Центральную основу возрожденческой (ренессанской) культуры составили идеи гуманизма - и ими продолжает вдохновляться современная нам высокая культура. Эпоха Возрождения поражает обилием талантов-универсалов, творчество которых до сих пор имеет эталонный характер.

2. Цель: Определить характерные черты ренессанской культуры и ее значение для развития культуры Европы и всего человечества.

3. Задачи:

Студент должен знать: