2. Цель: Определить характерные черты западноевропейской культуры XIX - первой половины ХХ века, основные тенденции ее развития.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные этапы в развитии культуры Западной Европы XIX - первой половины ХХ вв.
· имена наиболее выдающихся деятелей западноевропейской культуры в этот период;
· такие понятия, как: реализм, критический реализм, модернизм, символизм, дадаизм, экспрессионизм, футуризм, литература “потока сознания”, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм.
Студент должен уметь:
· характеризовать важнейшие тенденции и факторы развития западноевропейской культуры,
· главные течения в художественной культуре Западной Европы этого периода.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать, иллюстрировать творчество наиболее значительных деятелей западноевропейской культуры XIX - первой половины ХХ века.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Европейская духовная культура:
- реализм;
- модернизм.
2. Европейское изобразительное искусство:
- реализм;
- импрессионизм;
- сюрреализм;
- абстракционизм.
3. Европейская музыкальная культура.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Назовите важнейшие философские основы духовной культуры Европы в XIX - первой половине ХХ века.
2. Сравните а) реализм и романтизм; б) реализм и натурализм; в) критический реализм и социалистический.
3. В чем проявился декаданс (упадок) в европейской культуре рубежа веков. Чем он был вызван?
4. Книги философа Ф.Ницше, имевшие мало читателей при жизни автора (он был признан сумасшедшим в 1888 г., умер в 1900 г.), приобрели большую популярность в среде культурной элиты начала ХХ века. Объясните этот рост популярности философа.
5. Философ Х.Ортега-и-Гассет свою книгу о модернистском искусстве назвал “Дегуманизация искусства”. Объясните это название.
6. Охарактеризуйте основные направления модернистского искусства.
7. Назовите художников - представителей: а) реализма; б) импрессионизма; в) кубизма; г) сюрреализма; д) абстракционизма.
8. Назовите имена выдающихся композиторов XIX - начала ХХ века и их произведения. Какие направления в музыкальной культуре они представляли?
9. Что Вы знаете о модернистских экспериментах в театральном искусстве?
10. Что Вы знаете о попытках создания синтетических форм искусства?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Творчество Ф.Кафки.
2. Литература “потока сознания”.
3. Творчество С.Дали.
4. Жизнь и музыка Р.Вагнера.
5. Рождение кинематографа.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.
4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.
Дополнительная:
1. Банфи А. Философия искусства. - М., 1989.
2. Батракова С. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ века. - М., 1990.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1989.
4. Кортлян Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.
5. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М., 1980.
6. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1987.
7. Наков А. Русский авангард. - М., 1991.
8. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
9. Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.
Тема 16. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Введение (актуальность) темы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.