Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 16

2. Цель: Определить характерные черты западноевропейской культуры XIX - первой половины ХХ века, основные тенденции ее развития.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные этапы в развитии культуры Западной Европы  XIX - первой половины ХХ вв.

·  имена наиболее выдающихся деятелей западноевропейской культуры в этот период;

·  такие понятия, как: реализм, критический реализм, модернизм, символизм, дадаизм, экспрессионизм, футуризм, литература “потока сознания”, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм.

Студент должен уметь:

·  характеризовать важнейшие тенденции и факторы развития западноевропейской культуры,

·  главные течения в художественной культуре Западной Европы этого периода.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать, иллюстрировать творчество наиболее значительных деятелей западноевропейской культуры XIX - первой половины ХХ века.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Европейская духовная культура:

- реализм;

- модернизм.

2.  Европейское изобразительное искусство:

- реализм;

- импрессионизм;

- сюрреализм;

- абстракционизм.

3.  Европейская музыкальная культура.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Назовите важнейшие философские основы духовной культуры Европы в XIX - первой половине ХХ века.

2.  Сравните а) реализм и романтизм; б) реализм и натурализм; в) критический реализм и социалистический.

3.  В чем проявился декаданс (упадок) в европейской культуре рубежа веков. Чем он был вызван?

4.  Книги философа Ф.Ницше, имевшие мало читателей при жизни автора (он был признан сумасшедшим в 1888 г., умер в 1900 г.), приобрели большую популярность в среде культурной элиты начала ХХ века. Объясните этот рост популярности философа.

5.  Философ Х.Ортега-и-Гассет свою книгу о модернистском искусстве назвал “Дегуманизация искусства”. Объясните это название.

6.  Охарактеризуйте основные направления модернистского искусства.

7.  Назовите художников - представителей: а) реализма; б) импрессионизма; в) кубизма; г) сюрреализма; д) абстракционизма.

8.  Назовите имена выдающихся композиторов XIX - начала ХХ века и их произведения. Какие направления в музыкальной культуре они представляли?

9.  Что Вы знаете о модернистских экспериментах в театральном искусстве?

10. Что Вы знаете о попытках создания синтетических форм искусства?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Творчество Ф.Кафки.

2.  Литература “потока сознания”.

3.  Творчество С.Дали.

4.  Жизнь и музыка Р.Вагнера.

5.  Рождение кинематографа.

7. Литература:

               Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1998.

4.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1996.

Дополнительная:

1.  Банфи А. Философия искусства. - М., 1989.

2.  Батракова С. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ века. - М., 1990.

3.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1989.

4.  Кортлян Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.

5.  Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М., 1980.

6.  Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1987.

7.  Наков А. Русский авангард. - М., 1991.

8.  Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

9.  Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.

Тема 16. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Введение (актуальность) темы: