· такие понятия, как: дао, цзюн-цзы, учение о “сяо”, иероглиф, Веды, Упанишады, Брахман, Атман, брахманизм, карма, реинкарнация, сансара, нирвана, касты, буддизм, индуизм, Коран, шариат, намаз, хадж, закят, рамадан, Библия, православие, католицизм, протестантизм, антропоцентризм, догмат, джихад.
Студент должен уметь:
· характеризовать основные черты важнейших религиозных систем мира,
· культурообразующую и другие функции религии (на примере конкретных религиозных традиций).
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
· основные направления, примеры влияния религиозных верований на иные сферы духовной культуры.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Христианская картина мира.
2. Ценностные ориентации христианства.
3. Протестантская версия христианства.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Сравните вероучение христианства и ислама. В чем сходство? В чем различие?
2. Современная наука появилась в Европе на исходе средневековья с его, в общем-то, христианской культурой. Она не возникла в Индии, в Китае, в арабских странах... Случайность ли это? Или можно объяснит данный факт, зная те религиозные традиции, которые существовали в этих странах?
3. Назовите важнейшие отличия католицизма и православия.
4. Объясните название книги М.Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. Согласны ли Вы с главной концепцией автора?
5. В последнее десятилетие в тех странах, которые прежде считались безусловно христианскими, растет интерес к религии Востока, Как Вы думаете, чем это вызвано?
6. Материалы для самоподготовки и УИРС:
1. Влияние христианства на становление современной науки.
2. Христианство и гуманизм.
3. Реформация и протестантизм.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Введение в религиоведение / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
Дополнительная:
1. Библия (любое издание).
2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
3. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М. - Клин, 1995.
4. Кураев А. Школьное богословие. - М., 2000.
5. Новейший философский словарь. - Мн., 1999.
6. Религиозные традиции мира. - Т. 1-2. - М., 1996.
7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.
8. Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.
Тема 9. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
1. Введение (актуальность) темы:
Культурология есть комплексная гуманитарная наука, включающая в себя в том числе и поэтапное изучение истории мировой культуры. Самым первым и продолжительным является этап первобытной (архаичной) культуры. Без знакомства с ним непонятной остается логика дальнейшего культурного развития человечества. Многие элементы культуры современных народов, например, некоторые религиозные верования, напрямую восходят к каменному веку. Наибольший интерес у культурологов вызывает сформировавшаяся в те далекие времена и сохраняющаяся до сих пор потребность и способность людей к мифотворчеству.
2. Цель: Изучить особенности первобытной культуры, ее место в истории мировой культуры.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: синкретизм, символизм, архетип, миф, тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, табу, инициация, шаман, похоронный обряд;
Студент должен уметь:
· характеризовать основные формы ранних религиозных верований и их позднейшие рецидивы,
· миф как форму культуры,
· основные виды первобытного искусства;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать археологические и этнографические источники информации о первобытной культуре.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Особенности архаичной культуры.
2. Миф и первобытная культура.
3. Анимизм и фетишизм.
4. Первобытное искусство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.