Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 9

·  такие понятия, как: дао, цзюн-цзы, учение о “сяо”, иероглиф, Веды, Упанишады, Брахман, Атман, брахманизм, карма,  реинкарнация, сансара, нирвана, касты, буддизм, индуизм, Коран, шариат, намаз, хадж, закят, рамадан, Библия, православие, католицизм, протестантизм, антропоцентризм, догмат, джихад.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные черты  важнейших религиозных систем мира,

·  культурообразующую и другие функции религии (на примере конкретных религиозных традиций).

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

·  основные направления, примеры влияния религиозных верований на иные сферы духовной культуры.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Христианская картина мира.

2.  Ценностные ориентации христианства.

3.  Протестантская версия христианства.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Сравните вероучение христианства и ислама. В чем сходство? В чем различие?

2.  Современная наука появилась в Европе на исходе средневековья с его, в общем-то, христианской культурой. Она не возникла в Индии, в Китае, в арабских странах... Случайность ли это? Или можно объяснит данный факт, зная те религиозные традиции, которые существовали в этих странах?

3.  Назовите важнейшие отличия католицизма и православия.

4.  Объясните название книги М.Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. Согласны ли Вы с главной концепцией автора?

5.  В последнее десятилетие в тех странах, которые прежде считались безусловно христианскими, растет интерес к религии Востока, Как Вы думаете, чем это вызвано?

6. Материалы для самоподготовки и УИРС:

1.  Влияние христианства на становление современной науки.

2.  Христианство и гуманизм.

3.  Реформация и протестантизм.

7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Введение в религиоведение / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

Дополнительная:

1.  Библия  (любое издание).

2.  Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.

3.  Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М. - Клин, 1995.

4.  Кураев А. Школьное богословие. - М., 2000.

5.  Новейший философский словарь. - Мн., 1999.

6.  Религиозные традиции мира. - Т. 1-2. - М., 1996.

7.  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

8.  Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.

Тема 9. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Введение (актуальность) темы:

Культурология есть комплексная гуманитарная наука, включающая в себя в том числе и поэтапное изучение истории мировой культуры. Самым первым и продолжительным является этап первобытной (архаичной) культуры. Без знакомства с ним непонятной остается логика дальнейшего культурного развития человечества. Многие элементы культуры современных народов, например, некоторые религиозные верования, напрямую восходят к каменному веку. Наибольший интерес у культурологов вызывает сформировавшаяся в те далекие времена и сохраняющаяся до сих пор потребность и способность людей к мифотворчеству.

2. Цель: Изучить особенности первобытной культуры, ее место в истории мировой культуры.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: синкретизм, символизм, архетип, миф, тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, табу, инициация, шаман, похоронный обряд;

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные формы ранних религиозных верований и их позднейшие рецидивы,

·  миф как форму культуры,

·  основные виды первобытного искусства;

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать археологические и этнографические источники информации о первобытной культуре.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Особенности архаичной культуры.

2.  Миф и первобытная культура.

3.  Анимизм и фетишизм.

4.  Первобытное искусство.