2. Цель: Изучить своеобразные черты наиболее распространенных в мире религий, а также религиозную обусловленность важнейших культурных традиций человечества.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· такие понятия, как: дао, цзюн-цзы, учение о “сяо”, иероглиф, Веды, Упанишады, Брахман, Атман, брахманизм, карма, реинкарнация, сансара, нирвана, касты, буддизм, индуизм, Коран, шариат, намаз, хадж, закят, рамадан.
Студент должен уметь:
· характеризовать основные черты важнейших религиозных систем мира,
· культурообразующую и другие функции религии (на примере конкретных религиозных традиций).
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:
· основные направления, примеры влияния религиозных верований на иные сферы духовной культуры.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Даосизм как религиозно-философская основа китайской культуры.
2. Конфуцианство как этический фундамент китайской культуры.
3. Особенности китайского искусства.
4. Индо-буддийский тип культуры.
5. Особенности искусства Индии.
6. Мир исламской культуры.
7. Особенности искусства ислама.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что такое “дао” в представлении конфуцианцев и даосов?
2. В чем проявилось влияние конфуцианства на культуру Китая?
3. В истории Индии было очень мало народных восстаний, не смотря на крайне тяжелое положение низов индийского общества. Можно ли связать этот факт с теми религиозными традициями, которые были распространены в Индии?
4. Согласились бы Вы с утверждением христианского богослова, который так обозначил разницу между буддизмом и христианством: Будда пришел спасать людей от жизни, а Христос - от смерти?
5. Буддизм считается весьма миролюбивой религией (по сравнению с христианством и исламом), но теория и практика буддизма легли в основу психологической подготовки мастеров боевых искусств Дальнего Востока. Нет ли здесь противоречия?
6. Материалы для самоподготовки и УИРС:
1. Оккультные “науки” даосов.
2. Йога.
3. Суфийская поэзия.
4. Дзэн-буддизм и японское искусство.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
3. Введение в религиоведение / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.
Дополнительная:
1. Буддизм: словарь. - М., 1992.
2. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
4. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо. - М., 1995.
5. Еремеев Л.В. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
6. Индуизм: традиции и современность. - М., 1985.
7. Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.
8. Коран (любое издание).
9. Новейший философский словарь. - Мн., 1999.
10. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). - М., 1994.
11. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.
12. Религиозные традиции мира. - Т. 1-2. - М., 1996.
13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.
Тема 8. КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ
(2 занятие)
1. Введение (актуальность) темы:
Изучение вопроса о роли религиозных верований в истории мировой культуры надо довести до логического завершения - обратиться к конкретно-историческим формам религии. Изучая их особенности, сравнивая их между собой, стоит затронуть актуальный и сложный вопрос: действительно ли религии так похожи друг на друга в главном, что их можно и нужно объединять - в интересах мира и культурного прогресса?
2. Цель: Изучить своеобразные черты наиболее распространенных в мире религий, а также религиозную обусловленность важнейших культурных традиций человечества.
3. Задачи:
Студент должен знать:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.