Сущность культуры. Понятие “культура”. Функции культуры. Культура как способ реализации творческих способностей человека. Предмет и метод культурологии. Культурология в системе современных наук, страница 8

               2. Цель: Изучить своеобразные черты наиболее распространенных в мире религий, а также религиозную обусловленность важнейших культурных традиций человечества.

               3. Задачи:

Студент должен знать:

·  такие понятия, как: дао, цзюн-цзы, учение о “сяо”, иероглиф, Веды, Упанишады, Брахман, Атман, брахманизм, карма,  реинкарнация, сансара, нирвана, касты, буддизм, индуизм, Коран, шариат, намаз, хадж, закят, рамадан.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные черты  важнейших религиозных систем мира,

·  культурообразующую и другие функции религии (на примере конкретных религиозных традиций).

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

·  основные направления, примеры влияния религиозных верований на иные сферы духовной культуры.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Даосизм как религиозно-философская основа китайской культуры.

2.  Конфуцианство как этический фундамент китайской культуры.

3.  Особенности китайского искусства.

4.  Индо-буддийский тип культуры.

5.  Особенности искусства Индии.

6.  Мир исламской культуры.

7.  Особенности искусства ислама.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что такое “дао” в представлении конфуцианцев и даосов?

2.  В чем проявилось влияние конфуцианства на культуру Китая?

3.  В истории Индии было очень мало народных восстаний, не смотря на крайне тяжелое положение низов индийского общества. Можно ли связать этот факт с теми религиозными традициями, которые были распространены в Индии?

4.  Согласились бы Вы с утверждением христианского богослова, который так обозначил разницу между буддизмом и христианством: Будда пришел спасать людей от жизни, а Христос - от смерти?

5.  Буддизм считается весьма миролюбивой религией (по сравнению с христианством и исламом), но теория и практика буддизма легли в основу психологической подготовки мастеров боевых искусств Дальнего Востока. Нет ли здесь противоречия?

6. Материалы для самоподготовки и УИРС:

1.  Оккультные “науки” даосов.

2.  Йога.

3.  Суфийская поэзия.

4.  Дзэн-буддизм и японское искусство.

7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

3.  Введение в религиоведение / Под ред. А.А.Радугина. - М., 1997.

Дополнительная:

1.  Буддизм: словарь. - М., 1992.

2.  Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

3.  Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.

4.  Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо. - М., 1995.

5.  Еремеев Л.В. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.

6.  Индуизм: традиции и современность. - М., 1985.

7.  Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991.

8.  Коран (любое издание).

9.  Новейший философский словарь. - Мн., 1999.

10. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай). - М., 1994.

11. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.

12. Религиозные традиции мира. - Т. 1-2. - М., 1996.

13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

Тема 8. КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ

                                                                          (2 занятие)

               1. Введение (актуальность) темы:

Изучение вопроса о роли религиозных верований в истории мировой культуры надо довести до логического завершения - обратиться к конкретно-историческим формам религии. Изучая их особенности,  сравнивая их между собой, стоит затронуть актуальный и сложный вопрос: действительно ли религии так похожи друг на друга в главном, что их можно и нужно объединять - в интересах мира и культурного прогресса?

               2. Цель: Изучить своеобразные черты наиболее распространенных в мире религий, а также религиозную обусловленность важнейших культурных традиций человечества.

               3. Задачи:

Студент должен знать: