Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 6

14. При сгорании 3,6 г алкана получили 5,6 л оксида углерода(IV) (н.у.). Какие объемы кислорода и воздуха необходимо затратить на эту реакцию?

Типовые задания к теме 1.

1. а) Изобразите структуру соединения А. Укажите Б.ф., первичные, вторичные и третичные водороды. Напишите структурные формулы двух изомеров этого состава с указанием типа гибридизации атомов углерода и виды связей в молекулах.

б) Для  соединения А напишите цепочки превращений:

1); 2)

в) Для соединения Б  (из пункта б)) напишите синтез Вюрца.

г)  Из каких галогеналкилов можно получить соединение А по реакции Вюрца?

2. Напишите реакцию взаимодействия циклоалкана В ( а) - малого цикла б) - с большого цикла) с HBr. Напишите структурную формулу  изомера этого состава с малым циклом (указать типа гибридизации атомов углерода и виды связей в молекулах, угловое напряжение, валентные углы).

3. Напишите синтез циклоалкана (C) из соответствующего дигалогенида под действием  Zn или Mg металлических, укажите конечные продукты цепочек превращения а) и б).

             Mg       +HCl         KOH

 а) ?  ¾® С ¾¾® D ¾¾® ?

                                         (водный)

          Zn       +HCl         KOH

 б) ? ¾® A ¾¾® Б ¾¾® ?

                                        (спиртов.)

                                                                                                      Таблица 2.1.

Варианты заданий к теме 1. Алканы. Циклоалканы.

№  варианта

типовые задания к теме 1

№ ,№

Теоретичес-ких заданий

№ ,№

Практичес-ких заданий

Задание 1

А

Задание 2

Б.ф. B

Задание 3

С

1

[2,3- диметилбутан]

С8Н16

изобутил

-циклопропан

1; 9; 13

3; 8; 11

2

(триэтилметан)

С7Н14

метилцикло-

гексан

3; 7; 11

2; 10; 14

3

изопропил-изобутилметан

С9Н18

третпентил

-циклобутан

4; 10; 12

1; 4; 12

4

[2,5- диметилгексан]

С6Н12

1,2-диизопропил-

циклопентан

6; 8; 13

5; 9; 14

5

(третбутилнео-

пентилметан)

С10Н20

1,2- диэтилцикло-

бутан

5; 10; 12

4; 7; 13

6

[2,2,4,4-тетра метилбутан]

С11Н22

диэтилцикло-

пропан

4; 8; 13

3; 6; 10

7

(изопропил-

этилметан)

С12Н24

1,2,3- триэтил-

циклопропан

6; 9; 10

2; 7; 11

8

[3,3,4,4-тетра этилгексан]

С7Н14

Изобутил-

циклобутан

3;  6; 11

4; 9; 14

9

(изопропил-

этилметан)

С8Н16

пропилцикло-

пропан

2;  6; 9

1;  8; 12

10

[2,2,5,5-тетра метилгексан]

С11Н22

диметилцикло-

пропан

1; 7; 12

5; 10; 13

Тема  2. Алкены (Олефины).

При выполнении заданий темы 2 внимание обратить на такие понятия как: межклассовая изомерия, геометрическая (пространственная, цис-, транс-) изомерия, полимер, правило Марковникова, эффект Караша; правило Зайцева.

Варианты заданий к теме 2 (раздел 2) в таблице 2.2.

I. Теоретические задания.

1. Какие углеводороды называют непредельными? Графически отразите схему образования p-связи. Какие орбитали участвуют в ее образовании?

2. Какие общие формулы и особенности номенклатуры непредельных соединений?

3. Почему алкены склонны к реакциям электрофильного присоединения? Какова природа атакующего реагента в этих реакциях?

4. Строение алкенов.

5. Виды изомерии алкенов.

6. У каких алкенов наблюдается пространственная изомерия?

7. Причины химической активности непредельных углеводородов.

8. При дегидрогалогенировании 2-бромбутана могут образоваться два алкена. Какой из них будет преобладать?

9. Какие типы химических реакций присущи всем непредельным углеводородам?

10. Приведите схему реакции присоединения брома к бутену-2?

11. Сформулируйте правило Зайцева. Объясните действие этого правила с точки зрения энергии связи между атомами углерода и водорода в реакциях отщепления.

12. Сформулируйте правило Марковникова. Объясните действие этого правила с точки зрения электронных эффектов в молекуле.

13. Каков механизм реакции присоединения?

14. Опишите механизм реакции присоединения бромоводорода к 2-метилпропену.  Почему образуется только один из двух возможных продуктов?

15. Каковы способы получения алкенов?

16. Напишите качественную реакцию обнаружения двойной связи в соединении.

II. Практические задания

1. Составить структурные формулы соединений по их названиям:

3-метилпентен-1; 2-метил-4-изопропилгексен-1.
2. Составить структурные формулы алкенов состава С8Н14. Назвать эти алкены.

3. Для вещества 2-метилпентен-1 составить формулы двух гомологов и трех изомеров (углеродного скелета, положения кратной связи, другого класса углеводородов). Назвать все эти вещества.

4. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

 А)  этан → хлорэтан → этен → хлорэтан → бутан.

Б) этан → хлорэтан → этен → этанол.

В) хлорвинил → полихлорвинил.

5. В чем сходство и отличие свойств этана и этена? Ответ обосновать, проиллюстрировать уравнениями реакций.

6. Укажите, какие из приведенных соединений соответствуют гомологам, а какие изомерам. Назовите соединения: а) CH,=CH— СН2─ СН2─СН3;

б) СН3—СН = СН—СН2 —СН3; в) СН, = СН—СН2—СН3;  

г) СН3—С=СН—СН3.

7. Напишите формулы структурных и пространственных изомеров алкена состава С4Н8 . Назовите их.

8. Напишите структурные формулы пространственных изомеров гексена-3, назовите их.

9. Будут ли существовать цис- и транс-изомеры  у 2-метилбутена-2 и  З-этилгексена-3?

10. Какие исходные соединения можно взять для получения 2-метилпропена?

11. Напишите структурные формулы всех изомеров соединения  С7Н14, способных существовать в виде цис- и транс-изомеров.

12. Укажите реакции с помощью которых из пептанола-1 можно получить