При выполнении заданий темы 6 внимание обратить на такие понятия как: состав и использование природного и попутного нефтяного газов; состав и свойства нефти; продукты, получаемые из нефти; фракционная перегонка, октановое число, пиролиз, каталитический и термический крекинг, риформинг, коксование.
Варианты заданий к теме 6 (раздел 2) в таблице 2.6.
I. Теоретические задания
1. Каковы природные источники углеводородов?
2. Каков состав природного и попутного нефтяного газов?
3. Области применения природного газа.
4. Какие продукты можно получить из природного газа и попутного нефтяного газа? Каково их применение?
5. Каков состав нефти?
6. Каковы способы промышленной переработки нефти?
7. Назовите светлые нефтепродукты. Где их используют?
8. В чем отличие термического и каталитического крекинга по условиям реакции и образующимся продуктам?
9. Что такое риформинг? С какой целью его осуществляют?
10. Каков состав каменного угля?
11. Назовите фракции коксования.
12. Назовите продукты коксохимического производства и их применение.
13. Какие меры необходимо предпринимать для охраны окружающей среды при нефтепереработке?
II. Практические задания
1. Составить две схемы крекинга с образованием соответствующих алканов и алкенов для С8.
2. Написать исходные соединения и схемы риформинга при котором образуются арены – этилбензол и 1,2-диметилбензол (с отщеплением водорода).
3. Написать уравнения реакций для каждой стадии:
н-гептан → н-гептен → метилциклогексан → толуол.
Типовые задания к теме 6.
Задание 1. Составить две схемы крекинга (см. Ваш вариант табл. 2.6) с образованием соответствующих алканов А и алкенов Б.
Задание 2. Указать исходное соединение и схему каталитического риформинга, при котором образуются соединения В.
Задание 3. Составить схему превращений и написать уравнения реакций для каждой стадии: алкан →…→ В.
Таблица 2.6
Варианты заданий к теме 6. Природные источники углеводородов. Переработка углеводородов.
№ варианта |
Типовые задания к теме 6 |
№ ,№ Теоретичес-ких заданий |
№ ,№ Практичес-ких заданий |
||
Задание 1 |
Задание 3 Б, г |
||||
Б.ф. А |
Б.ф. Б |
||||
1 |
С4Н10 |
С4Н8 |
бензол |
1; 10 |
1; 2 |
2 |
С5Н12 |
С5Н10 |
толуол |
3; 13 |
1; 2 |
3 |
С6Н14 |
С6Н12 |
О-ксилол |
2; 11 |
1; 2 |
4 |
С3Н8 |
С3Н6 |
этилбензол |
4; 13 |
1; 2 |
5 |
С7Н16 |
С7Н14 |
М- ксилол |
5; 8 |
1; 2 |
6 |
С5Н12 |
С5Н10 |
толуол |
6; 11 |
1; 2 |
7 |
С8Н18 |
С8Н16 |
кумол |
3; 7 |
1; 2 |
8 |
С9Н20 |
С9Н18 |
П-ксилол |
2; 13 |
1; 2 |
9 |
С7Н16 |
С7Н14 |
этилбензол |
7; 12 |
1; 2 |
10 |
С5Н12 |
С5Н10 |
кумол |
5; 8 |
1; 2 |
Тема 7. Галогенуглеводороды.
При выполнении заданий темы 7 внимание обратить на такие понятия как: строение и и устойчивость изолированных, вицинальных и геминальных ди- и тригалогенидов, их щелочной гидролиз; Б.ф. галогенуглеводородов; изомерия положения галогена, электроотрицательность галогенов; изомерия, геометрическая (пространственная, цис-, транс-) изомерия, полимер, индуктивный эффект,
Варианты заданий к теме 7 (раздел 2) в таблице 2.7.
I. Теоретические задания.
1. Какие соединения называют галогенопроизводными и как они подразделяются в зависимости от природы углеводородного радикала?
2. Какие виды изомерии характерны для галогеналканов? Покажите на примере иодпентана.
3. Какой электронный эффект проявляет атом галогена в галогеналканах? Сравните распределение электронной плотности в молекулах 1-иодбутана; 2-фторпропана: 2-бром-2-этилгексана
4.Сформулируйте правило присоединения гидрогалогенидов по двойной связи (правило Марковникова).
5. Сформулируйте правило замещения водорода галогеном в углеводороде (правило Зайцева).
6. Сформулируйте правило присоединения HBr по двойной связи согласно «эффект Караша» (против правила Марковникова).
7. Объясните почему галогены в моногалоген производных аренов являются орто-, пара- ориентантами в реакциях электрофильного замещения в ароматическом кольце.
8. Какое из соединений — бензол или хлорбензол — будет легче вступать в реакции электрофильного замещения?
9. Укажите, какие классы соединений образуются при гидролизе вицинальных: а) дигалогенидов, б) тригалогенидов.
10. Укажите, какие классы соединений образуются при щелочном гидролизе геминальных: а) дигалогенидов, б) тригалогенидов.
11. Укажите, какие классы соединений образуются при действии цинка на вицинальные дигалогениды.
12. Укажите, какие классы соединений образуются при действии магния на дигалогениды с адресами: 1,4 -; 3, 6 -; 2, 7.
13. Укажите состав и строение галогенидов из которых можно синтезировать а) алкен; б) алкин; в) алкадиен.
I. Практические задания
1. Напишите реакции гидрогалогенирования и галогенирования для: а) пентина- 1; б) 4-третбутилоктина -2; в) 3 – изопропилгексена-2; г) 4-третбутилоктадиена -1, 3.
2. Предложите путь получения из ацетилена и необходимых неорганических реагентов бромциклогексана. Напишите схемы необходимых реакций.
3. Предложите путь получения из ацетилена и необходимых неорганических реагентов 1,2-дибромциклогексана. Напишите схемы необходимых реакций.
4. Какая масса брома прореагирует с толуолом массой 1,84 г при монобромировании? Указать какие продукты образуются. 5. Составить уравнения реакций нитрования бромбензола, и каталитического бромирования нитробензола.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.