Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 18

5. Сколько г такого моносахарида необходимо для  спиртового брожения и  а) получения  А  м3 углекислого газа,  б) получения Б киллограмм С2Н5ОН, при выходе продуктов равном ω %?

6. Сколько г такого моносахарида необходимо для  ацетоно- бутилового брожения и а) получения  А  м3 водорода,  б) получения Б киллограмм ацетона, в) получения  В  м3 углекислого газа.

                                                                                                          Таблица 3.5

Варианты заданий к теме 5 (раздел 3).

Типовые задания к теме 5

№ теоретиче-

ских заданий

практиче-

ских

заданий

Задания 1 – 4.

Задание 5

Задание 6

гексоза

А

Б

ω %

А

Б

В

1

Гулоза

5

2

80

12

0,2

22

1;  5;  12

1; 7

2

Идоза

4

0,4

54

25

0,5

1,5

2;  7;  11

2; 8

3

Глюкоза

3

1

72

1,2

15

1,0

3;  9;  10

3; 6

4

Галактоза

2

0.5

64

13

0,3

30

4;  8;  10

6; 7

5

Манноза

1

0,6

48

0,6

60

76

1;  7;  11

2; 5

6

Глюкоза

7

3

59

0,2

14

24

2; 5;  12

1;6

7

Галактоза

9

5

76

42

0,4

14

3;  8;  10

3; 8

8

Манноза

10

4

60

15

38

0,5

5  9;  12

4; 6

9

Гулоза

16

4

48

32

46

14

1;  5;  10

5; 7

10

Идоза

8

20

56

24

17

0,1

2;  7;  11

3; 5

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения

Для выполнения заданий раздела 4 необходимо:

Иметь представление

- об электронном строении атома азота;

- о классах азотсодержащих органических соединений;

- об азотсодержащих функциональных группах;

- о понятии «гомологи» для каждого класса азотсодержащих соединений;

- об источниках изомерии каждого класса азотсодержащих соединений и о межклассовой изомерии (аминокислоты  – нитросоединения);

- о причинах возникновения водородной связи;

- о понятии азотсодержащие органические основания и соли;

- об общих принципах применения номенклатур ([М.н.] и (Р.н.)) для азотсодержащих соединений;

Знать

- общие Б.ф. различных классов азотсодержащих соединений (амины, (азотсодержащие органические основания) и их соли, аминокислоты,  нитросоединения (в том числе ароматические);

- правила наименования азотсодержащих соединений – номенклатуры – и порядка записи [М.н.] и (Р.н.);

- структурные формулы, названия, электронное строение и «старшинство» функциональных групп  для номенклатур (префиксы и суффиксы);

- наиболее важные химические и физические свойства и способы получения азотсодержащих соединений различных классов;

- генетическую связь аминов с другими классами органических соединений;

- качественные реакции на азотсодержащие функциональные группы;

- строение биполярного (цвиттер) иона, его роль в образовании пептидной связи;

- первичную, вторичную, третичную, четвертичную структуры белков;

- различие между гидролизом и денатурацией белков;

- строение нитрогруппы, особенности химических и физических  свойств нитросоединений;

- значение нитросоединений и их применение (ВВ инициирующие и бризантного действия)

- классификацию ВВ по типу разрыва связей (С─N; O─ N; N ─N);

- применение азотсодержащих соединений, нахождение в природе;

Уметь

- дать название по [М.н.] и (Р.н.) исходя из структурной формулы азотсодержащего соединения;

- построить структурную формулу по [М.н.] и (Р.н.);

- по Б.ф.: определить класс азотсодержащего соединения и строить структурные формулы изомеров (с учетом и межклассовой изомерии) ;

- писать схемы цепочек превращений и химические уравнения реакций превращения и получения азотсодержащих соединений;

- делать химические расчеты по химическим уравнениям реакций.

Тема 1. Амины.

Варианты  заданий к теме 1 (раздел 4) в таблице 4.1.

При выполнении заданий темы 1 внимание обратить на такие понятия как: аминогруппа, амины, строение аминов (первичных, вторичных, третичных), четвертичных аммониевых оснований и их солей.

I. Теоретические задания.

1. Какие соединения называются аминами?

2. Какие виды аминов известны?

3. Приведите примеры первичного, вторичного и третичного аминов.

4. Приведите пример четвертичного аммониевого основания.

5. Какие виды изомерии характерны для аминов?

6. Как электронное строение атома азота отражается на химических свойствах аминов?

7. У какого вещества сильнее выражены основные свойства: а) метиламина или диметиламина; б) аммиака или этиламина? Ответы обосновать.

8. В чем сходство и отличие химических свойств: аммиака и предельных аминов?

9. Каковы физические свойства предельных аминов?

10. Каковы области применения аминов?

11. Какое соединение — анилин или n-аминофенол — является более сильным основанием?

II. Практические задания.

1. Составить формулы вторичных и третичных аминов состава С5Н13N, назвать вещества.

2. Напишите схему реакции взаимодействия бутиламина с хлорангидридом уксусной кислоты. Почему эта реакция может быть использована для защиты аминогруппы?

3. Предложите способ получения n-нитроанилина из анилина. При этом необходимо учесть, что при действии на анилин азотной кислотой происходят побочные реакции с участием аминогруппы.