Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 12

6. Бензол, полученный дегидрированием циклогексана объемом 151 мл и плотностью 0,779 г/мл, подвергли хлорированию при освещении. В результате получили хлорпроизводное массой 300 г. Определить выход продукта реакции.

7. Укажите соответствующий дигалогенид из которого можно синтезировать сопряженный диен Б (а). Написать соответствующую реакцию образования сопряженного диена (ваш вариант в таблице 2.4).

8. Укажите, какие  соединения образуются при гидролизе: а) 2,3 –дихлорбутана; б) 3,4 – дибромгексана; в) 2,2 –дибромпентана; 

9. Укажите, какие соединения образуются при гидролизе:                                а) 1,2,3-трихлорпропана; б) 1,1,1 трибромбутана;  в) 1,1,2 трибромпентана.

 10. Напишите реакции взаимодействия цинка с: а) 3,4- дибромгексаном;                       б) 3,5-дихлороктаном; в) 1,6- дибромдеканом.

11. Укажите, строение  дигалогенидов с адресами: 1,4 -; 3, 6 -; 2, 7-,  при действии магния  образуют: метилциклобутан; этилциклобутан; 1-метил-3 третбутилциклогексан.

12. Предложите галогенпроизводные углеводородов, которые можно применить для синтеза:  а) алкена; б) алкина; в) алкадиена. Напишите соответствующие уравнения реакций.

Типовые задания к теме 7.

1. Написать электронное строение каждого галогена. Расположить галогены в ряд в порядке возрастания их электоотрицательности.

2. Составить уравнения реакций галогенирования: а) алкана; б) алкена;          в) алкина; г) арена (в присутствии катализатора) с числом атомов углерода А;

3. Написать уравнения реакций галогенирования алкадиена В, карбоновой кислоты С. Указать, как влияет наличие галогена в молекуле на силу карбоновой кислоты.

             Таблица 2.7.

Варианты типовых заданий к теме 7. Галогенуглеводороды.

№  варианта

типовые задания к теме 7

№ ,№

Теоретичес-ких заданий

№ ,№

Практичес-ких заданий

Задание 2   А

Задание 3

В

С

1

С9

4-метилгептадиен-2,3

С9Н18О2

1; 3; 13

3; 7; 12

2

С6

3-метилпетадиен-1,3

С6Н12О2

4; 8; 10

2; 4; 10

3

С8

2-метилгептатриен-1,3,5

С13Н26О2

2; 9;  12

4; 5; 11

4

С12

3-метилпетадиен-1,4

С8Н16О2

5; 7; 11

1; 6; 9

5

С7

4-метилоктадиен-1,3

С5Н10О2

4; 6; 9

3;10; 12

6

С9

3-метилгексадиен-1,3

С10Н20О2

6; 9; 13

5; 8; 11

7

С10

3-изопропилпетадиен-1,3

С12Н24О2

1; 8;11

4; 9; 12

8

С7

4-неопентилгептадиен-2,4

С14Н28О2

3;  5; 12

2; 8; 10

9

С11

3-изогексилгексадиен-1,5

С7Н14О2

4;  9; 11

1;  7; 11

10

С8

4-метилоктадиен-1,2

С11Н22О2

2; 7; 10

3;10; 12

Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения.

Для выполнения заданий раздела 3 необходимо:

Иметь представление

- об электронном строении атома кислорода;

- о классах кислородсодержащих органических соединений;

- о кислородсодержащих функциональных группах;

- об эффектах сопряжения (р─ π);

- о понятии «гомологи» для каждого класса кислородсодержащих соединений;

- об источниках изомерии каждого класса кислородсодержащих соединений и о межклассовой изомерии (спирты – простые эфиры; карбоновые кислоты    – сложные эфиры – окси-кетоны (альдегиды));

- о причинах возникновения водородной связи;

- о понятии «основность» кислот;

- о понятии «димер» и  диполь-дипольных взаимодействиях;

- об общих принципах применения номенклатур ([М.н.] и (Р.н.)) для кислородсодержащих соединений;

Знать

- общие Б.ф. различных классов кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, эфиров, эпокси-, пероксидных-, гидропероксидных соединений,  алдегидов, кетонов, карбоновых кислот (в том числе ароматических, а также окси- и оксо- производных) и их солей, сложных эфиров, жиров;

- правила наименования кислородсодержащих соединений – номенклатуры – и порядка записи [М.н.] и (Р.н.);

- структурные формулы, названия, электронное строение и «старшинство» функциональных групп  для номенклатур (префиксы и суффиксы);

- наиболее важные химические и физические свойства и способы получения кислородсодержащих соединений различных классов;

- качественные реакции на функциональные группы;

- применение, нахождение в природе;

Уметь

- дать название по [М.н.] и (Р.н.) исходя из структурной формулы кислородсодержащего соединения;

- построить структурную формулу по [М.н.] и (Р.н.);

- по Б.ф.: определить класс кислородсодержащего соединения и строить структурные формулы изомеров (с учетом и межклассовой изомерии) ;

- писать схемы цепочек превращений и химические уравнения реакций превращения и получения кислородсодержащих соединений;

- делать химические расчеты по химическим уравнениям реакций.

Тема 1. Спирты и фенолы. Простые эфиры.

Варианты  заданий к теме 1 (раздел 3) в таблице 3.1

При выполнении заданий темы 1 внимание обратить на такие понятия как: атомность спиртов, кислотность спиртов и фенолов (связь со строением), первичные, вторичные и третичные спирты, реакции этерификации и поликонденсации.

I. Теоретические задания

1. Дайте определение понятиям кислоты и основания по теории Бренстеда. Перечислите основные типы органических кислот и оснований.

2. Какие соединения называют спиртами? Как подразделяют спирты в зависимости от числа гидроксильных групп в молекуле и природы углеводородного радикала?

3. Укажите Б.ф. гомологического ряда предельных одноатомных спиртов (алканолов). Укажите общие формулы многоатомных спиртов.

4. Какие соединения называют фенолами? Укажите общие формулы фенолов.

5. Как подразделяются фенолы в зависимости от числа гидроксильных групп в молекуле?