Раздел 5. Гетероциклические органические соединения (ГЦС).
Для выполнения заданий раздела 5 необходимо:
Иметь представление
- об электронном строении атомов азота, кислорода, серы;
- о понятиях карбоциклические и гетероциклические соединения;
- о группах азот-, кислород- серосодержащих пяти- и шестичленных ГЦС;
- о понятии ароматичность;
- о понятии «гомологи» для каждой группы азот-, кислород-, серосодержащих ГЦС;
- о причинах появления ароматических свойств;
- об общих принципах применения номенклатур для ГЦС;
Знать
- общие Б.ф. различных классов гетероциклических соединений (азот-, кислород-, серосодержащих (в том числе ароматические – пятичленные (группы фурана, тиофена, пиррола), из шестичленных – группа пиридина);
- правила наименования гетероциклических соединений – (номера атомов элементов в цикле, а также буквенное обозначение), названия групп, базовых для их производных;
- структурные формулы, названия, электронное строение;
- ароматические свойства фурана, тиофена, пиррола, пиридина;
- наиболее важные химические и физические свойства и способы получения гетероциклических соединений;
- генетическую связь гетероциклических соединений с другими классами органических соединений;
- применение гетероциклических соединений, нахождение в природе;
Уметь
- дать название исходя из структурной формулы ГЦС;
- построить структурную формулу по названию;
- по Б.ф.: определить группу ГЦС и строить структурные формулы изомеров (с учетом и межклассовой изомерии);
- писать схемы цепочек превращений и химические уравнения реакций превращения и получения ГЦС;
Варианты заданий к разделу 5 в таблице 5.
Общие вопросы к разделу ГЦС
I. Теоретические задания.
1. Какие соединения относятся к гетероциклическим?
2. Какие элементы входят в циклы гетероциклических соединений имеющих наибольшее значение? Их распространение в природе.
3. Приведите примеры известных вам гетероциклических соединений с трехчленным циклом. Объясните их реакционную способность.
4. Приведите примеры известных вам гетероциклических ароматических соединений с пятичленным циклом.
5. Следующие соединения расположите в порядке возрастания реакционной способности в реакциях электрофильного замещения: бензол; пиридин; пиррол.
6. Укажите ароматические гетероциклические соединения среди: тетрагидрофуран, тиофен, окись этилена, пиррол, фуран.
II. Практические задания.
1. Напишите структурные формулы трехчленных циклов: а) оксиэтилена; б) этиленимина; в)этиленсульфида.
2.Напишите реакции взаимодействия трёхчленных гетероциклических соединений:
1) окиси этилена с: a) H-Cl; б) H-NH2; в) H-OH; г) полимеризации;
2) этиленимина с: a) H-OH; б) H-Cl; в) полимеризации в присутствии малых количеств хлористого водорода;
3) этиленсульфид – реакцию полимеризации.
3. Напишите структурные формулы трех (для О-, N-, S- содержащих) гетероциклических предельных соединения.
4. Напишите структурные формулытрех (для О-, N-, S- содержащих) ароматических пятичленных гетероциклических соединений. Для каждого из них напишите реакцию гидрирования.
5. Напишите реакции взаимных превращений фурана, пиррола и тиофена (цикл Ю.К. Юрьева).
Тема 1. Азотсодержащие ГЦС.
I. Теоретические задания.
1. Ароматичность пиррола. Правило Хюккеля (4n+2). Эффект сопряжения. Резонансные структуры пиррола.
2. Как изменяется ароматический характер в ряду фуран, пиррол, тиофен?
3. Назовите трехчленное гетероциклическое соединение азота. Укажите наиболее важные химические свойства этого соединения.
4. Приведите 2 примера предельных азотсодержащих гетероциклических
соединения.
5. Приведите 2 примера ароматических азотсодержащих гетероциклических
соединения.
6. Укажите, какиеаминокислоты можно использовать в семе синтеза: аминокислота →бутиролактам→восстановление до пирролидина.
7. Сравните ароматические свойствапиррола, фенола и тиофена.
8. Предложите способ синтеза производных пиррола из дикетонов-1,4.
9. Укажите условия и продукты реакции превращения a-метилпиррола в пиридин.
10. Укажите схему взаимопревращений: тиофенÛпирролÛфуран.
II. Практические задания.
1. Напишите структурную формулу трехчленного гетероциклического соединения азота. Постройте модель его молекулы с указанием валентных углов и длин связей в молекуле.
2. Напишите реакции гидрогалогенирования, гидратации и полимеризации для этиленимина.
3. Укажите в какой последовательности возрастают свойства основания для следующих азотсодержащих соединений: пиррол; пиридин; диметиламин; аммиак.
4. Напишите структурную формулу предельного пятичленного гетероциклического азотсодержащего соединения. Назовите это соединение. Постройте модель его молекулы с указанием валентных углов и длин связей в молекуле.
5. Напишите структурную формулу пиррола с изображением единой сопряженной электронной системы молекулы. Обозначьте в формуле a-, aI- и b-bI- атомы углерода. Укажите, какие цифровые обозначения имеют эти атомы углерода. Сравните ароматические свойства пиррола и тиофена; пиррола и фенола
6. Напишите реакцию гидрирования пиррола: а) присоединение двух атомов водорода; б) четырех атомов водорода. Напишите структурные формулы и названия продуктов реакций.
7. Напишите реакцию синтеза пиррола при взаимодействии бутандиальдегида-1,4 (альдегида янтарной кислоты) с аммиаком. Укажите, какие гомологи пиррола получатся если вместо аммиака взять первичный амин.
8. Напишите реакцию синтеза пиррола взаимодействием аммиака с ацетиленом, при повышенной температуре; укажите газообразный побочный продукт.
9. Напишите реакции: а) окисления пиррола до диоксипирролина (2,5- дикетопирролин); б) взаимодействия с КОНконц. (с получением пиррол-калия С4Н4NК) эту реакцию сравните с реакцией взаимодействия фенола с NaOH.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.