Специальные главы химии: Рабочая программа, методические указания к выполнению контрольных работ и индивидуальные задания, страница 17

Варианты заданий к теме  4 (раздел 3).

Тема 4

№ из

теоретических

заданий

№ из

практических

заданий

Задание 1

Задание 2

А

В

С

1

2; 5

7; 10;

С9Н18О2

12

0,2

22

2

3; 10

3; 9

С6Н12О2

25

0,5

1,5

3

1; 12

5; 8

С13Н26О2

1,2

15

1,0

4

2; 11

8; 10

С8Н16О2

13

0,3

30

5

4; 8

1; 7

С5Н10О2

0,6

60

76

6

5; 11

4; 8

С10Н20О2

0,2

14

24

7

7; 10

6; 9

С12Н24О2

42

0,4

14

8

6; 12

2; 5

С14Н28О2

15

38

0,5

9

5; 9

4; 7

С7Н14О2

32

46

14

10

1; 7

1; 6

С11Н22О2

24

17

0,1

Тема 5. Углеводы.

Варианты  заданий к теме 5 (раздел 3) в таблице 3.5.

При выполнении заданий темы 5 внимание обратить на такие понятия как: моносахариды, дисахариды, полисахариды, триозы, тетрозы, гексозы, ациклические и циклические α- и β-формы глюкозы, альдегидоспирт, брожение, таутомерия, декстрины, искусственные волокна, ацетатное волокно.

I. Теоретические задания.

1. Какие вещества называют углеводами? Укажите условия синтеза углеводов в природе и в лабораторных условиях.

2. Какова классификация углеводов?

3. Какие функциональные группы содержат моносахариды и какие химические свойства ими обусловлены? Как классифицируются моносахариды?

4. В чем сходство и различие химических свойств: а) глюкозы и глицерина;  б) глюкозы и формальдегида?

5. Чем обусловлено явление таутомерии моносахаридов? Напишите схему таутомерных превращений D-ксилозы в растворе.

6. В чем заключается явление мутаротации моносахаридов и как оно объясняется?

7. Почему моносахариды обладают восстановительными свойствами и где эти свойства находят применение?

8. D-Глюконовая кислота образует, в растворе циклические соединения. Напишите схему этих превращении и укажите, по какому механизму они протекают. Относится ли этот процесс к таутомерным превращениям?

9. Каковы способы получения и области применения глюкозы?

10. Что такое олиго- и полисахариды?

11. Опишите принцип образования связи между моносахариднымн

звеньями в олиго- и полисахаридах.

12. Охарактеризуйте отношение олиго-  и полисахаридов к гидролизу. Какой продукт получается при полном гидролизе целлюлозы и крахмала?

13. Назовите виды дисахаридов.

14. Какие дисахариды являются восстанавливающими, а какие невосстанавливающими?

15. Сравните крахмал и целлюлозу по:

а) составу;

б) строению;

в) физическим свойствам;

г) химическим свойствам.

16. Каковы нахождение в природе и области применения крахмала и целлюлозы? Укажите области применения нитроцеллюлозы.

17. Что такое декстрины?

18. Какие волокна можно получать из целлюлозы? Укажите тип реакции получения нитроцеллюлозы. Где она применяется?

II. Практические задания.

1. Записать все известные вам виды формул глюкозы.

2. Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства глюкозы: а) как альдегида; б) как многоатомного спирта.

3. Составить уравнения реакций по схеме:

оксид углерода(IV) →крахмал →глюкоза →этанол → этилацетат.

4. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства целлюлозы.

5. Как распознать вещества: этанол, глицерин, уксусный альдегид, уксусную кислоту и глюкозу? Написать соответствующие уравнения реакций.

6. Какую массу целлюлозы и какой объем раствора с массовой долей азотной кислоты 80% и плотностью, равной 1,15 г/мл, требуется взять для получения 990 кг тринитроцеллюлозы при выходе 66,7%?

7. При спиртовом брожении глюкозы получен газ, который прореагировал с раствором гидроксида натрия объемом 60,2 мл (ρ= 1,33 г/мл, массовая доля растворенного вещества ω(NaOH) = 30%), образовав среднюю соль. Оределить массу раствора с массовой долей этанола 60%, полученного при брожении.

8. Сколько восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов

можно построить из двух остатков D-глюкопираиозы (таутомерными

формами дисахаридов можно пренебречь)? Приведите по 2 структуры ди-

дисахаридов каждого типа.

9. В состав меда входят главным образом D-глюкоза и D-фруктоза.

Предложите способ получения искусственного меда в лабораторных ус-

условиях из доступного пищевого продукта (конечный продукт при этом

не должен содержать неорганических примесей, за исключением воды).

10. Напишите уравнение  качественной реакции, позволяющей обнаружить

сорбит. Напишите уравнения реакции образования углеводов в природе и в лабораторных условиях.

Типовые задания к теме 5. Углеводы.

1.  Написать: а) структурные формулы, б) развернутую, компактную, условную формулы, в) формулу  по Фишеру и по Хеуорсу в циклической и открытой формах для 2-х моносахаридов (гексозы и пентозы).  Каждый из  моносахаридов назвать по М.н.

2. Запишите реакции: а) восстановления; б) мягкого окисления; в) жесткого окисления г) с фенилгидразином; д) с Na(OH)(конц.) е) с ангидридом уксусной кислоты ж) с Na(OH)(разб) з) реакцию метилирования для каждого моносахарида, (обязательно укажите названия продуктов реакций).

3. Запишите реакцию спиртового брожения: а) молочнокислое брожение; б) маслянокислое брожение; в) лимоннокислое брожение; г) ацетоно – бутиловое брожение.

4. Напишите реакцию образования а) восстанавливающего и б) невосстанавливающего дисахарида из моносахаридов, а также их  формулы по Фишеру и по Хеуорсу.