Название «участковая станция» возникло в связи с разделением линий на тяговые участки, в пределах которых обращались паровозы и паровозные бригады. При этом участок ограничивался участковыми станциями или с одной стороны участковой, с другой – сортировочной станцией.
В регионах с высокой концентрацией промышленности нередко участки ограничиваются сортировочными станциями. Участковые станции в существующей системе управления движением поездов разграничивают также диспетчерские участки. Они часто являются границами железных дорог и тогда называются стыковыми. На них в СТЦ штемпелюют документы с указанием даты перехода вагонов с дороги на дорогу.
С началом электрификации железных дорог (в 1956 г. производство паровозов было прекращено), широким внедрением тепловозной тяги электровозы и тепловозы стали обращаться на удлиненных участках, и часть участковых станций превратилась в промежуточные. По условиям эксплуатации локомотивов участковые станции подразделяются на:
– станции с основным депо, в которых выполняются техническое обслуживание локомотивов ТО-3 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3;
– станции с пунктами оборота локомотивов или оборотными депо. В локомотивных депо этих станций выполняется ТО-2 и осуществляется экипировка локомотивов;
– станции смены локомотивных бригад, на которых может выполняться экипировка локомотивов. При приемке и сдаче локомотивов локомотивными бригадами выполняется ТО-1, а в отдельных случаях, если есть специальные пункты, и ТО-2;
– промежуточные станции, где не происходит смены локомотивных бригад транзитных поездов, однако на этих станциях, как правило, находятся экипировочные пункты для локомотивов местных поездов.
Назначение участковых станций определяется планом формирования поездов. На всех участковых станциях формируются и расформировываются сборные поезда, а на большинстве из них – передаточные, вывозные, участковые и при большой местной работе маршрутные поезда. На участковых станциях могут выполняться операции по изменению массы и длины поездов, а также обмен групп групповых поездов.
Участковые станции располагаются в городах и населенных пунктах с развивающимися отраслями промышленности и агропромышленного комплекса. Из всего объема переработки вагонов на всех видах станций 20% приходится на переработку, которая выполняется на участковых станциях.
Основные функции участковых станций:
1. прием и отправление пассажирских поездов, посадка и высадка пассажиров; организация работы вокзала, обработка багажа и почты; пропуск с остановкой, посадкой и высадкой пассажиров пригородных поездов; формирование, отстой и обработка пригородных поездов. Организация сервиса и услуг населению по пассажирским перевозкам;
2. пропуск транзитных грузовых поездов без остановки, организация приема и отправления транзитных грузовых поездов со сменой локомотивных бригад и локомотивов, контрольное техническое обслуживание вагонов в составах транзитных грузовых и пассажирских поездов;
3. прицепка (отцепка) вагонов, если на станции предусмотрено изменение массы и длины поездов, а также операции по обмену групп групповых поездов;
4. комплекс технологических операций по расформированию и формированию поездов в соответствии с планом формирования участковой станции;
5. организация местной работы на станции (накопление, подача, расстановка и уборка вагонов местных пунктов участковой станции); организация технологии в соответствии с едиными технологическими процессами станции и подъездных путей;
6. грузовые и коммерческие операции на путях общего пользования, грузовых дворах, контейнерных терминалах и других пунктах; механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ;
7. информационное обеспечение технологических процессов и клиентуры станции;
8. организация работы СТЦ и товарной конторы станции, разработка технологических процессов, обеспечение охраны труда, безопасности, надежности движения поездов, маневровой работы, грузовых и коммерческих операций.
Участковые станции играют важную роль в организации транспортного процесса и экономической деятельности прилегающих регионов. Для реализации перечисленных функций на участковых станциях имеются соответствующий технический комплекс, информационно - управляющие системы и подсистемы. Схема крупной узловой участковой станции, по своей роли и путевому развитию приближающейся к районной сортировочной, приведена на рис. 7.1.
1 – горка малой или средней мощности; 2 – пути отстоя пригородных пассажирских составов; 3 – багажное здание с прилегающими путевыми тупиками; 4 – мастерские дистанции пути и сигнализации и связи; РГР – подъездные пути к районам грузовой работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.