Управление эксплуатационной работой на участковых станциях (Глава 7 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Для выполнения технологических операций с пассажирскими поездами имеются вокзал, приемо-отправочные пути для пропуска, приема и отправления всех категорий пассажирских поездов, багажное отделение с тупиками для постановки багажных и других пассажирских вагонов. Безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов осуществляется по главным путям I, II, III, IV. Контрольное техническое обслуживание вагонов в этом случае осуществляется сходу.

Для обслуживания транзитных грузовых поездов служат приемо-отправочные парки ПО1 и ПО2. Как правило, в этих поездах за время их стоянки сменяются локомотивные бригады. Если на станции есть оборотное депо и оно является пунктом оборота локомотивов, осуществляется смена локомотивов: их пропускают в депо и из депо к составам через центральную горловину станции.

Пути для приема транзитных поездов оборудуют воздухопроводной (для подзарядки тормозных магистралей и пробы тормозов) и смазкопроводной сетью, стеллажами для хранения запасных вагонных частей, устройствами централизованного ограждения составов, средствами механизации ремонта вагонов, парковой громкоговорящей оповестительной связью, переговорными колонками.

Поезда, поступающие в расформирование, принимают на специальную секцию путей между ПО1 и СП, откуда их после обработки и подготовки сортировочного листа для расформирования через вытяжной путь подают на сортировочную горку для роспуска по назначениям плана формирования в сортировочном парке. Расформирование можно производить и с вытяжки в противоположном конце СП. Сформированные составы с путей СП переставляют на специализированные пути ПО1 и после обработки в соответствии с технологическим процессом отправляют по назначению на любое прилегающее к станции направление (см. рис. 7.1).

Во избежание сбоев в пропуске поездопотоков на прилегающих направлениях к путевому развитию приемо-отправочных парков участковых станций предъявляются требования, выполнение которых должно обеспечивать беспрепятственный прием, отправление и пропуск поездов. Задержки грузовых поездов вызывают сбои в продвижении пассажирских поездов. В связи с этим путевое развитие приемо-отправочных парков должно удовлетворять следующему условию (рис. 7.2):

, где  – число поездов в парке на некоторый начальный момент времени tн;  – число подведенных поездов за период ;  – число выведенных (отправленных) поездов за тот же период.

Рисунок  7.2 – Диаграмма работы парка станции по приему и отправлению поездов

Оперативное управление работой станции и диспетчерских участков, прилегающих к станции, состоит в обеспечении высокого качества технологической обработки составов с тем, чтобы не допускать задержек поездов на подходах, сбоев в организации движения на направлении. Если на момент времени  число поездов в парке будет равно числу путей П, произойдет заполнение всех специализированных для приема путей поездами, возникнет угроза задержки поступающих поездов на входах станции. Функция N(t) характеризует состояние системы (парка) с точки зрения заполнения ее составами поездов. В случае >П часть поездов – П будет задержана на подходе. Для того чтобы привести систему в безотказное состояние, необходимо или снизить подвод Nn(t), или интенсифицировать вывод поездов – увеличить функцию NB(t). На диаграмме (см. рис. 7.2) показана ситуация, когда N(tк) < П и есть резерв свободных путей.

Для интенсификации вывода поездов необходимы, достаточное число ниток графика по отправлению поездов (достаточная пропускная способность), чтобы выход на участок не был перекрыт пассажирскими и другими поездами, достаточное число локомотивов и локомотивных бригад. Кроме того, необходима интенсивная работа по техническому обслуживанию бригадами ПТО, а также своевременная подготовка поездных документов.

В связи с обращением пассажирских, а также грузовых поездов повышенной массы и длины, в том числе Соединенных поездов (блок-поездов), на станциях удлиняют пути. Пример участковой станции для пропуска соединенных грузовых поездов приведен на рис. 7.3. Достаточное путевое развитие парков участковых станций по числу и длине путей обеспечивает стабильность работы железнодорожных направлений.