Технология, управление, нормирование маневровой работы (Глава 5 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»)

Страницы работы

Содержание работы

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, НОРМИРОВАНИЕ МАНЕВРОВОЙ       РАБОТЫ

5.1. Виды и классификация маневровой работы

Маневрами называются всякие перемещения локомотивов вхолостую (без вагонов) или с вагонами (составами) для целенаправленного выполнения операций технологического процесса.

По характеру работы маневры делятся на сортировочные – разъединительные по заранее установленным признакам, состоящие в расстановке вагонов, находящихся в составе, по разным путям для образования одинаковых по назначению групп; группцровочные – соединительные, заключающиеся в подборке вагонов (групп вагонов) с разных путей в состав в определенном порядке; перестановочные – для перестановки вагонов из парка в парк и с пути на путь, подачи (уборки) на местные пункты станции, подъездные пути и т.д., специальные – для осаживания вагонов в сортировочном парке, подтягивания, перемещения их при перевеске, промыке и т. д.

По назначению маневры подразделяются на операции: расформирование поездов, т. е. сортировка вагонов в соответствии с их назначением (для груженых транзитных – по назначениям плана формирования, груженых местных - по путям выгрузки, порожних – по роду вагонов, неисправных -по пунктам ремонта и т.д.); формирование  –  соединение вагонов в поездной состав в соответствии с планом формирования и расстановки их в соответствии с требованиями ПТЭ. Сортировка вагонов при формировании может и отсутствовать. Формируют поезда, как правило, одновременно с расформированием – сортировкой вагонов, т.е. совмещаются два наиболее трудоемких станционных процесса. Применение этого метода сокращает время на окончание формирования поездов или полностью его исключает; прицепка и отцепка вагонов от поездов; подача и уборка вагонов на различные грузовые и другие местные пункты станции; грузовые, выполняемые с вагонами погрузочно - выгрузочных пунктах станции (расстановка по грузовым   фронтам,   перестановка, сборка); прочие, применяемые для перестановки вагонов из парка в парк с какими-то специальными целями, подачи их на вагоно-ремонтные пункты, в депо, на пути для устранения коммерческого брака и т.д.

5.2. Технические средства и основные элементы маневровой работы

На станциях, где работает несколько маневровых локомотивов, путевое развитие разделяется на отдельные маневровые районы. Маневровые локомотивы специализируются для работы по конкретным районам с учетом специфики работы (массы расформировываемых и формируемых составов, формирования сборных, групповых поездов, подач на грузовые фронты, условий путевого развития и др.). Составительские бригады обучают применительно к работе в конкретных маневровых районах, учитывая существенное различие в способах, технологии и системе управления маневрами в разных районах. На многих станциях составительские бригады обучены для работы в нескольких маневровых районах, например, в горочном маневровом районе и районе маневровой работы на вытяжных путях.

Путевыми техническими средствами выполнения маневровой работы являются вытяжные пути (обычного и специального профиля) в совокупности со стрелочными горловинами, стрелочными улицами и примыкающими путями; горки малой, средней и большой мощности. Стрелочные переводы в районах маневровой работы на многих станциях оборудованы электроприводами, имеют рельсовые электрические цепи и включены в систему управления ЭЦ. Вытяжные пути, маневровые районы оборудуются стационарными колонками радиосвязи с машинистами маневровых локомотивов, переговорными колонками с ДСПП и ДСЦ, кроме того, у составителей есть переносные радиостанции.

Наиболее совершенными техническими средствами управления, механизации и автоматизации маневровой работы оборудованы сортировочные горки (ГАЦ, АРС, АЗСР, КЗП, все виды средств связи, эффективные средства торможения на I, II, III тормозных позициях, АРМ ДСПГ, операторов).

К маневровым средствам относятся маневровые и поездные локомотивы, тягачи, толкатели, электрошпили, электролебедки. Электрошпили, электролебедки, являясь стационарными установками, применяются для перемещения вагонов у складов, погрузочно - выгрузочных путей. На станциях магистральной сети перевод маневровой работы на тепловозную тягу практически завершен.

Для расформирования составов нередко используют отдельные серии тепловозов поездного движения. Локомотивы большой мощности необходимы при окончании формирования и перестановке составов из СИ в ПО. Для расформирования составов на некоторых сортировочных горках используют электровозы. Имеются конструктивные проработки и опытные образцы маневровых локомотивов двойного питания – дизель - электрических и контактно - аккумуляторных, которые при эффективной и экономичной конструкции могут найти применение на станциях электрифицированных железных дорог, поскольку ряд путей и парков таких станций не имеют контактной подвески и сооружать ее не везде целесообразно по условиям выполняемых работ и требований охраны труда.

Системы автоматизации маневровой работы используются пока только для сортировочных горок крупных станций. В будущем они должны найти применение на вытяжных путях по окончанию формирования и перестановке составов в ПО и в других маневровых районах. Более широкое применение могут найти системы радиоуправления стрелочными переводами с маневрового локомотива.

Похожие материалы

Информация о работе